Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 октября 2004 г. N Ф04-7412/2004(5481-А45-7)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский научно- исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными бездействия инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району г. Новосибирска выразившееся в не проведении возврата на расчетный счет налогоплательщика сумм излишне уплаченного налога за 1999 год на пользователей автодорог в сумме 182 131 руб., на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 61 055 руб., обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия в трехдневный срок после вступления решения суда в законную силу.
Решением арбитражного суда от 20.04.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Полагает, что судом нарушены нормы материального права, а именно положения статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 71 от 17.03.2003, а также не выяснены обстоятельства послужившие основанием для перерасчета налоговой базы по данным видам налогов за указанный период.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина" и его представитель просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком 23.06.2003 налоговому органу были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на пользователей автодорог за 1999 год, по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы за 1999 год, письмо N 0-4/1074 от 23.07.2003 в котором предприятие просило налоговый орган вернуть суммы излишне уплаченных налогов на расчетный счет.
В ходе проверки налоговый орган выявил, что представление налоговой декларации было вызвано обнаружением налогоплательщиком ошибок в исчислении налоговой базы по данным видам налогов за указанный период, в результате чего были начислены и излишне уплачены налог на пользователей автодорог за 1999 год в размере 182 131 руб., налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 1999 год в размере 61 055 руб.
Письмом N НС-02-910283 от 01.09.2003 налоговый орган отказал в возврате излишне начисленных и уплаченных налогов, в связи с истечением трехгодичного срока для подачи такого рода заявления, что явилось поводом для обращения в суд.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что Инспекция, при принятии уточненного расчета у заявителя, не ставила вопрос о правомерности перерасчета заявителем налоговых обязательств по налогам, не провела камеральную проверку представленных уточненных деклараций, в ходе которой имела право истребовать у налогоплательщика соответствующие документы, дополнительные сведения и получить объяснения.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации самостоятельно исчисляют налоговую базу, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогового органа информировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете, то есть не позднее 16.08.2003, а также то обстоятельство, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, что налоговым органом не было исполнено.
Исходя из пункта 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 71 от 17.03.2003 следует, что применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный срок не является пресекательным и его исчисление не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной налоговой проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48), следовательно, судом обоснованно не приняты ссылки налогового органа на статью 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем арбитражным судом обоснованно не приняты доводы налогового органа о том, что по состоянию на 10.02.2004 у налогоплательщика отсутствует переплата по налогам на пользователей автодорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы со ссылкой на карточку лицевого счета, поскольку в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 2635/01 от 09.01.2002 лицевой счет, который ведет налоговый орган является формой внутреннего контроля, осуществляемой налоговым органом во исполнение ведомственных документов.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о признании незаконными бездействия инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району г. Новосибирска выразившегося в не проведении возврата на расчетный счет Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина" излишне уплаченных налогов и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 20.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22/04-СА20/138 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2004 г. N Ф04-7412/2004(5481-А45-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании