Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 ноября 2005 г. N Ф04-8165/2005(16906-А27-34)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 6 по Кемеровской области г.Топки (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области к обществу с ограниченной ответственностью "Сизифов-Центр" (далее - общество, налогоплательщик) с заявлением о взыскании налоговой санкции в размере 9 509,80 руб. по решению от 28.12.2004 N 5906-2590 ДСП.
Общество обратилось к налоговому органу со встречным заявлением о признании недействительным решения от 28.12.2004 N 5906-2590 ДСП.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.06.2005 требования налогового органа удовлетворены частично, с общества в доход бюджета взыскан штраф в размере 2 328,53 руб., встречное требование общества удовлетворено в части признания недействительным решения от 28.12.2004 N 5906-2590 ДСП в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 35 906,23 руб., соответствующих пеней и штрафа. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.08.2005 решение от 02.06.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в части удовлетворения требований общества, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме. Считает, что налоговый вычет заявлен необоснованно, поскольку представленные в обоснование права на вычет счета-фактуры не соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, контрагенты налогоплательщика не значатся в базе ЕГРН.
Общество, в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2004 года, а также документов, подтверждающих обоснованность применения налогового вычета, налоговым органом вынесено решение от 28.12.2004 N 5906-2590 ДСП о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 49 330 руб., пени в сумме 3 176,85 руб., также налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9 509,80 руб.
Основанием для принятия решения от 28.12.2004 N 5906-2590 ДСП явилось, по мнению налогового органа, неправомерное применение налоговых вычетов, поскольку при проверке обоснованности их применения был установлен факт отсутствия контрагентов налогоплательщика в федеральной базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Арбитражный суд, частично отказывая налоговому органу в удовлетворении требования, исходил из того, что факт оплаты обществом товара с учетом налога на добавленную стоимость документально подтвержден; доказательства недобросовестности налогоплательщика налоговым органом не представлены.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами и исходит при этом из следующего.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленного в соответствии со статьей 166 названного Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые вычеты применяются на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что товар, поставленный в соответствии со счетами-фактурами N 1291 от ООО "Ресурспромсервис", N N 281, 379 от ООО "Русснаб" и N 385 от ООО "Аль-СЭВ" фактически оплачен с учетом налога на добавленную стоимость, что подтверждается квитанциями к приходно-кассовым ордерам.
Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Ссылки налогового органа на отсутствие сведений о поставщиках в ЕГРН несостоятельны, поскольку, как правильно указал суд, налоговым законодательством право налогоплательщика на получение налоговых вычетов не ставится в зависимость от достоверности сведений о поставщике, указанных в счетах-фактурах, и не возлагает на налогоплательщика обязанности по проверке их достоверности.
Частью 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В силу части 3 статьи 49 Кодекса правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
Следовательно, законодателем правоспособность юридического лица ставится в зависимость от его государственной регистрации в качестве такового, а не от постановки на налоговый учет. Соответственно отсутствие сведений о поставщике в ЕГРН нельзя признать равнозначным отсутствию государственной регистрации продавцов товара в качестве юридического лица.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-0 указал, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении общества, налоговым органом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.08.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6905/2005-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 ноября 2005 г. N Ф04-8165/2005(16906-А27-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании