Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2005 г. N Ф04-8037/2005(16769-А27-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово (далее - инспекция) о признании частично незаконным уведомления N 20981 от 29.11.2004 в части зачета переплаты по налогу на имущество в размере 37 542 руб. в счет погашения пени по данному налогу.
Заявитель просит признать незаконным производство зачетов: - переплаты по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 24348, 02 руб. в счет уплаты пени по налогу на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газоснабжения, - переплаты по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) в сумме 13193, 07 руб. в счет уплаты пени по налогу на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газоснабжения.
Итого на общую сумму 37542, 09 руб.
Решением от 26.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение.
Инспекция считает, что судом обеих инстанций неправильно применена статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция, по заявлению налогоплательщика при наличии задолженности по пеням, зачет налогоплательщику излишне уплаченной суммы обязана производить только после зачета указанной суммы в счет погашения задолженности по пени.
В судебное заседание представители сторон не явились.
ОАО "Кузбассэнерго" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ОАО "Кузбассэнерго" направлено уведомление от 29.11.2004 N 20981 о производстве зачетов, в том числе и оспариваемых сумм.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о неправомерном проведении инспекцией зачетов по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
В рассматриваемом случае инспекция без наличия заявления налогоплательщика о зачете переплаты в счет уплаты пеней произвело самостоятельно зачет переплаты по налогу на имущество предприятий в счет уплаты пени по налогу на имущество организаций, за исключением имущества организаций, входящих в единую систему газоснабжения.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается сумма, уплачиваемая помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Следовательно, сами по себе пени не являются налогом, а представляют собой компенсационные выплаты за несвоевременную уплату налогов. Исходя из буквального толкования приведенных налоговых норм, законодательством не предусмотрено право налоговых органов самостоятельно, без заявления налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6963/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 5 ст.78 НК РФ предусмотрено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Общество считает, что налоговый орган неправомерно без наличия его заявления самостоятельно произвел зачет переплаты по налогу на имущество в счет уплаты пени по налогу на имущество.
Проанализировав материалы дела, суд признал недействительным оспариваемое уведомление налогового органа в части зачета переплаты по налогу в счет погашения пени по данному налогу.
В соответствии с п.4 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил, что налоговый орган без наличия заявления общества о зачете переплаты в счет уплаты пеней произвело самостоятельно зачет переплаты по налогу на имущество предприятий в счет уплаты пени по налогу на имущество организаций.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается сумма, уплачиваемая помимо причитающихся к уплате сумм налога.
Учитывая вышеизложенное, суд указал, что сами по себе пени не являются налогом, а представляют собой компенсационные выплаты за несвоевременную уплату налогов.
Исходя из буквального толкования приведенных правовых норм, суд сделал вывод, что законодательством не предусмотрено право налоговых органов самостоятельно, без заявления налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченного налога в счет уплаты пеней.
Суд поддержал позицию общества, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2005 г. N Ф04-8037/2005(16769-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании