Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8027/2005(16677-А02-33)
(извлечение)
Министерство имущественных отношений Республики Алтай (далее - Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Алтай (далее - Управление) от 01.12.2004 N 95, которым из оперативного управления Государственного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 84" было изъято здание проходной, расположенной по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, д. 20.
Дело рассмотрено с участием третьего лица - Государственного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 84" (далее - Училище).
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" произведена безвозмездная передача отдельных образовательных учреждений, находившихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац четвертый статьи 2 Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Письмом от 07.10.2004 N 10-51-2824/10-04 Федеральное агентство по образованию включило Училище в перечень образовательных учреждений, передаваемых в собственность Республики Алтай, который был подтвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р.
Несмотря на указанные нормативные акты, Управление распоряжением от 01.12.2004 N 95 изъяло из оперативного управления Училища здание проходной, обратив его в казну Российской Федерации, чем нарушены права заявителя в области распоряжения имуществом Республики Алтай.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 06.06.2005, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же арбитражного суда от 27.07.2005 без изменения, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным распоряжение Управления от 01.12.2004 N 95 "Об изъятии из оперативного управления Государственного учреждения "Профессиональное училище N 84" нежилого здания как изданное с нарушением компетенции, установленной пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 288 "О федеральном агентстве по образованию" и подпунктом "б" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом".
В кассационной жалобе Территориальное Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Алтай, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Податель кассационной жалобы считает, что арбитражный суд неправильно истолковал Постановление Правительства Российской Федерации N 288 от 17.06.2004 в смысле содержания "прав по управлению государственным имуществом", находящимся в оперативном управлении образовательного учреждения, так как осуществлять права собственника в отношении федерального имущества уполномочено только Мингосимущество Российской Федерации и его территориальные управления. По мнению Управления, вывод суда о нарушении компетенции при принятии распоряжения N 95 не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и содержанию вышеуказанных Постановлений Правительства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Училище соглашается с доводами кассационной жалобы Управления и также просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, удовлетворить кассационную жалобу.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Училище является государственным образовательным учреждением. До 03.12.2004 Училище находилось в ведении Федерального агентства по образованию (ранее - Министерство образования). Оно управляло имуществом, переданным в оперативное управление образовательного учреждения. Территориальным управлением Министерства имущества России по Республике Алтай имущество Училища было включено в Реестр федеральной собственности.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации отнесено решение вопросов, в том числе о предоставлении начального и среднего профессионального образования.
Согласно подпункту "ж" пункта 2 статьи 26.1 указанного закона в собственности субъектов Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для предоставления начального и среднего образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "ж" пункта 2 статьи 26.11 Федерального Закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Порядок и сроки безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, устанавливались в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, определялись Правительством Российской Федерации. Перечень имущества подлежал утверждению Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти, в ведении которых находится передаваемое имущество.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 1565-р принято предложение Министерства образования России о передаче в введение субъектов Российской Федерации федеральных государственных учреждений образования, находящихся в ведении Рособразования согласно Приложения. В Приложении значилось "Профессиональное училище Ле 84", находящееся в Республике Алтай в г. Горно-Алтайске.
Распоряжением Правительства Российской Федерации Рособразование обязывалось совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке оформить документы о передаче федеральных государственных учреждений образования в ведение субъектов. Рособразование совместно с Росимуществом обязывались оформить безвозмездную передачу с обеспечением перехода прав собственности в трехнедельных срок со дня подписания передаточного акта.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1565-р от 03.12.2004 состоялось подписание передаточного акта, в соответствие с которым Федеральное агентство по образованию передает, а государственный орган исполнительной власти Республики Алтай принимает имущество учреждений образования.
Фактически недвижимое имущество, находившееся в оперативном управлении Училища в виде капитального кирпичного строения "Проходной" общей площадью 19,3 кв.м., находящегося по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 20. не передано.
Распоряжением N 95 от 01.12.2004 Управлением "Проходная" изъята из оперативного управления Училища как неиспользуемое по назначению.
По акту от 01.12.2004 Училище передало указанное имущество Управлению, которое включило данную проходную в Реестр казны Российской Федерации. Здание проходной сдавалось в аренду торговым структурам и в настоящее время его арендует предприниматель, занимающийся торговой деятельностью.
Считая распоряжение от 01.12.2004 N 95 незаконным, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса, в соответствии с которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Кроме этого, статьей 39 Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ "Об образовании" установлено, что за образовательным учреждением учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущество, оборудование а также другое необходимое имущество), принадлежащее учредителю на праве собственности. Государственная собственность, закрепленная за образовательным учреждение, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 указанного закона изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником и образовательным учреждением.
Судом установлено, что на момент издания спорного распоряжения в соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 288 "О федеральном агентстве по образованию" и, исходя из положений подпункта "б" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", функции по распоряжению федеральным имуществом, закрепленным в оперативное управление за образовательными учреждениями, было возложено на Федеральное агентство по образованию.
Из содержания вышеуказанного распоряжения Правительства Российской федерации N 1565-р следует, что Рособразование должно было распорядиться имуществом, находящимся в его ведении, оно уполномочивалось к оформлению передачи. И фактически Федеральное агентство по образованию выступало передающей стороной в актах. Минимущество в лице своих территориальных управлений уполномочивалось совместно с Федеральным агентством по образованию оформить переход прав собственности, т.е. исполнить техническую часть исключения имущества из Реестра федеральной собственности и включения в Реестр собственности субъектов федерации.
Суд, принимая решение, правильно указал, что Управление в соответствии с нормами своего Положения должно в своей деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, участвовать в проведении единой политики в области имущественных отношений. В этом смысле, действуя во исполнение Федеральных Законов оно должно было обеспечить безвозмездную передачу имущества в собственность субъекта Федерации.
Таким образом, суд, принимая решение, правомерно отметил, что действия по изъятию из оперативного управления Училища, подлежащего передаче из федеральной собственности в собственность Республики Алтай не отвечало целям и задачам деятельности Управления, не соответствует распоряжению собственника в лице Российской Федерации и нанесло вред имущественным интересам Республики Алтай.
Кроме этого, кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее обстоятельство.
В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, закрепленного в оперативное управление за федеральным образовательным учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество, находящееся в оперативном управлении у федерального образовательного учреждения, и распорядиться им по своему усмотрению.
Из материалов дела следует, что письмом от 30.11.2004, направленным факсом в адрес Управления, Учреждение, сославшись на неиспользование здания проходной по назначению, обратилось с просьбой об изъятии указанного недвижимого имущества.
Проверка достоверности и фактического неиспользования проходной по назначении Управлением не проводилась. Оспариваемое распоряжение N 95 об изъятии из оперативного управления Училища здание проходной и обращении его в казну Российской Федерации принято ответчиком 01.12.2004.
Таким образом, суд правомерно указал, что распоряжение от 01.12.2004 N 95 об изъятии из оперативного управления Училища здание проходной и обращении его в казну Российской Федерации принято ответчиком с нарушением имущественных интересов Республики Алтай.
Доводы кассационной жалобы полностью воспроизводят изложенное в апелляционной жалобе и направлены на переоценку доказательств, которые судом апелляционной инстанции исследовались и были надлежащим образом оценены.
Оснований для переоценки данного вывода суда у кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 06.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2005 по делу N А02-983/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8027/2005(16677-А02-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании