Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-7949/2005(16637-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Разрез Шестаки" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск, о признании незаконными действий межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск, выразившихся в отказе зачесть суммы излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, пени и налоговых санкций за 2002 год в размере 67 806 руб. и об обязании инспекции провести зачет излишне уплаченного обществом налога с владельцев транспортных средств в сумме 67 806 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2005 год.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 4.05.2005 произведена замена налогового органа правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск.
Требования мотивированы тем, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан зачесть в счет предстоящих платежей налогоплательщика излишне уплаченный налог с владельцев транспортных средств. Данная излишняя уплата произошла по причине применения при исчислении налога повышенных ставок, незаконно установленных Законом Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О ставках налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области".
Решением от 07.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск, выразившиеся в отказе зачесть суммы излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, пени и налоговых санкций по данному налогу за 2002 год в размере 67 806 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2005 год.
Суд обязал межрайонную инспекцию ФНС РФ N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск, зачесть сумму, излишне уплаченного обществом разрез "Шестаки" налога с владельцев транспортных средств, в размере 67 806 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2005 год.
Суд мотивировал данный вывод тем, что положения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а так же положения Закона Кемеровской области об установлении повышенных ставок, не могут применяться налоговыми органами. В связи с чем, суд признал состоятельным довод заявителя о наличии факта излишней уплаты налога с владельцев транспортных средств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 4 по Кемеровской области, г. Гурьевск, просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новое решение.
По мнению налогового органа, ставки налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области были установлены Законом Кемеровской области N 40-03, в соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации". Размеры ставок были изменены Законом Кемеровской области N 91-03. Суммы налога с владельцев транспортных средств полностью зачислялись в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 3 Закона о дорожных фондах Российской Федерации). Налог с владельцев транспортных средств за период 2002 г. предоставлялся расчетом и контроль за начислением, поступлением платежей осуществлял дорожный фонд по Кемеровской области; лицевой счет по начислению налога с владельцев транспортных средств в налоговой инспекции отсутствует. В связи с этим, невозможно определить была ли переплата на момент подачи уточненной налоговой декларации по данному виду налога, так как в лицевом счете налогоплательщика не отражено сальдо по данному виду налога. В связи с этим, налоговый орган считает необоснованным подачу обществом рассматриваемого заявления.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что платежными поручениями от 7.06.2002 N 325, от 20.01.2004 N 148, N 149, N 150 открытым акционерным обществом "Разрез Шестаки" было перечислено в бюджет 99 453 руб. налога с владельцев транспортных средств за 2002 год, в том числе, 9 585 руб. доначисленного по решению налогового органа от 23.12.2004 N 105, принятому по результатам выездной налоговой проверки. Кроме того, по данному решению общество уплатило пени в размере 1 772 руб. и налоговые санкции за неполную уплату налога в виде штрафа в размере 1917 руб.
При исчислении и уплате налога налогоплательщик и налоговый орга при доначислении налога, и определении соответствующих налогу пени и налоговых санкций руководствовались Законом Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О ставках налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области.
Определениями Конституционного суда Российской Федерации N 104-О, N 107-О от 10.04.2002 положения пункта 5 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления субъектами Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные п. 1 ст. 6 ФЗ РФ N 1759-01 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в РФ" признаны несоответствующими Конституции РФ и ее статьям 57, 75 и не подлежащими применению с 10.04.2002.
Общество, считая налог с владельцев транспортных средств излишне уплаченным в 2002 г. , обратилось в налоговый орган с заявлением о проведении зачета в сумме 67 806 руб.
Письмом N 16-06-36 от 25.11.2004 налоговый орган уведомил общество о том, что ему отказано в проведении зачета.
Это явилось основанием обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Статьей 6 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.1991 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусмотрено взимание налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные фонды, и установлены ставки налога, которые в соответствии с пунктом 5 этой статьи могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
Законом Кемеровской области от 20.07.1998 N 40-03 "О ставках налога с владельцев транспортных средств на территории Кемеровской области" (в редакции Закона Кемеровской области от 19.11.2001 N 91-03) эти ставки были установлены выше ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 названного закона N 1759-1 от 18.10.1991.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 107-О от 10.04.2002 признал, что положения пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утрачивают силу и не подлежат применению, как аналогичные положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 8.10.1997, от 11.11.1997 и от 30.01.2001.
Суд первой инстанции, исследуя в совокупности названные нормы, пришел к выводу о том, что положения Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным Законом, а так же положения Закона Кемеровской области об установлении повышенных ставок, не могут применяться налоговыми органами.
Это явилось основанием для признания обоснованным наличия факта излишней уплаты налога с владельцев транспортных средств, соответственно, излишне доначисленного по результатам выездной налоговой проверки названного налога и права на его зачет.
Судом при этом правомерно указано, что налоговым органом не представлены возражения по суммам налога, пени, санкциям, предъявленным к зачету.
Кассационная инстанция считает, что судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. В связи с чем, в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2127/05-2 оставить без изменения. Кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-7949/2005(16637-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании