Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-6969/2005(15536-А27-40)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Междуреченску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Промстрой" (далее - Общество) о взыскании налоговых санкций по решению от 17.05.2004 N 291.
Решением от 17.02.2005 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение. Жалоба мотивирована тем, что поскольку по результатам камеральной налоговой проверки отдельный акт не составляется, то моментом обнаружения совершения правонарушения служит дата вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
Судом и материалами дела установлено следующее.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом 02.02.2004 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2003 года Инспекция приняла решение от 17.05.2004 N 291 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Основанием для принятия решения послужило несоблюдение Обществом при подаче уточненной декларации требований статьи 81 НК РФ.
Поскольку требование об уплате налоговой санкции в добровольном порядке исполнено не было, Инспекция обратилась в суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Инспекция пропустила срок давности взыскании налоговых санкций в судебном порядке, установленный статьей 15 НК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод арбитражного суда о том, что поскольку при проведении камеральной налоговой проверки соответствующий акт не составляется, срок давности взыскания санкции, наложенной на основании статьи 122 НК РФ, должен исчисляться в рассматриваемом случае с даты представления уточненной налоговой декларации, то есть со 02.02.2004.
Однако неверный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
В силу пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ" в тех случаях, когда НК РФ не предусматривается составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения.
По смыслу статей 87 и 88 НК РФ целью проведения налоговой проверки является проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства, в том числе правильности исчисления и полноты уплаты налогов и сборов.
Кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что для того, чтобы проверить правильность исчисления налога и установить факт уплаты или неуплаты налога и пени, необходимо проведение камеральной налоговой проверки.
Таким образом, днем обнаружения правонарушения, с которого начинается течение установленного статьей 115 НК РФ срока, является день проведения Инспекцией камеральной проверки. В рассматриваемом случае - 16.03.2004, о чем свидетельствует докладная записка налогового инспектора (л.д.8).
Следовательно, заявление о взыскании сумм налоговых санкций могло быть подано Инспекцией в суд не позднее 16.09.2004, фактически было подано 17.11.2004, то есть за пределами предусмотренного статьей 115 НК РФ срока.
Поскольку ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения по делу, то оснований для отмены или изменения судебных актов кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.02.2005 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-28704/2004-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-6969/2005(15536-А27-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании