Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8039/2005(16772-А27-25)
(извлечение)
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский ток" (далее - ООО "Сибирский ток") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - налоговый орган) от 25.05.2005 об отказе в возврате из бюджета сумм НДС в размере 8 601 853 руб.
Решением арбитражного суда от 21.07.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, считая свои действия правомерными, и мотивируя отказ в выплате сумм НДС из бюджета налогоплательщику невозможностью подтверждения в рамках камеральной налоговой проверки сумм налоговых вычетов, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ООО "Сибирский ток" против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве; просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.02.2005 общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за август 2004 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 255 281 руб., налоговые вычеты в общей сумме - 9 745 201 руб., сумма налога, подлежащая к возмещению из бюджета - 9 489 920 руб. В порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением от 11.05.2005 N 91206 о возврате суммы переплаты по НДС в размере 8 601 853 руб. с учетом зачета суммы налога согласно представленной декларации. Решением инспекции, оформленным письмом N 4587 от 25.05.2005, обществу отказано в удовлетворении заявления о возврате суммы переплаты.
Основанием для отказа послужила невозможность подтверждения в рамках камеральной проверки сумм налоговых вычетов согласно представленной уточненной декларации и необходимость проведения выездной налоговой проверки.
Не согласившись с данным решением инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, оставляя без изменения обжалуемое решение, поддерживает выводы суда, считает их законными и обоснованными, при этом исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Действующим налоговым законодательством Российской Федерации установлены императивные нормы, определяющие основания и порядок возмещения НДС. Так, в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в тот же бюджет. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение с соответствующий орган федерального казначейства.
При этом действующее налоговое законодательство не ставит в зависимость возможность реализации налогоплательщиком своих прав на применение налоговых вычетов и на возмещение сумм налога из бюджета от прав налогового органа осуществлять налоговые проверки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе камеральной проверки требованием о предоставлении документов от 21.03.2005 инспекцией была затребована у налогоплательщика документация, подтверждающая налоговые вычеты в заявленной декларации за август 2004 года. Документы были представлены, что не оспаривается налоговым органом.
С учетом изложенной нормы, судом правомерно отмечено, что обстоятельство, на которое ссылается налоговый орган, а именно то, что в установленный трехмесячный срок для проведения камеральной проверки не было принято решение по ее итогам, не является основанием для отказа в возврате сумм НДС.
Кроме того, налоговым органом был осуществлен зачет суммы, подлежащей возмещению из бюджета в счет сумм налога, подлежащих уплате в бюджет на основании деклараций. По данным лицевого счета на 25.05.2005 у налогоплательщика имелась переплата в размере 8 383 055 руб.
Таким образом, у ООО "Сибирский ток" в силу статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации имелись основания для возврата из бюджета суммы НДС в заявленном размере.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы налогового органа подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-17145/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Налоговый орган мотивировал свой отказ в выплате сумм НДС из бюджета налогоплательщику невозможностью подтверждения в рамках камеральной налоговой проверки сумм налоговых вычетов.
Суд пришел к выводу, что действующее налоговое законодательство не ставит в зависимость возможность реализации налогоплательщиком своих прав на применение налоговых вычетов и на возмещение сумм налога из бюджета от прав налогового органа осуществлять налоговые проверки.
Как указал суд, действующим налоговым законодательством РФ установлены императивные нормы, определяющие основания и порядок возмещения НДС.
Так, суд сослался на ст.176 НК РФ, согласно которой в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Суд отметил, что указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Суд также указал, что по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение с соответствующий орган федерального казначейства.
С учетом изложенной нормы, суд отметил, что обстоятельство, на которое ссылается налоговый орган, а именно то, что в установленный трехмесячный срок для проведения камеральной проверки не было принято решение по ее итогам, не является основанием для отказа в возврате сумм НДС.
На основании указанного, суд решение по делу оставил без изменений, кассационную жалобу налогового органа оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 ноября 2005 г. N Ф04-8039/2005(16772-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании