Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 января 2006 г. N Ф04-9998/2005(18908-А70-26)
(извлечение)
Тюменское унитарное муниципальное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Водоканал" (далее - ТУМП ВКХ "Водоканал"), город Тюмень, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 4 (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 10-176 от 28.02.2005 в части уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 1 511 992 рублей, налога на имущество в сумме 261 865 рублей, целевого сбора на благоустройство города в сумме 1 656 рублей, налога с продаж за декабрь 2001 года в сумме 1 740 рублей, налога на прибыль переходного периода в сумме 96 431 рублей, налога на прибыль за 2001 год в сумме 327 976 рублей 90 копеек, а также в части уплаты пени за несвоевременную уплату налогов: на добавленную стоимость в сумме 604 657 рублей, на имущество в сумме 56 963 рублей, по целевому сбору на благоустройство территории в сумме 17 рублей 74 копеек, налогу с продаж в сумме 414 рублей 71 копейки, на прибыль в сумме 47 351 рубля, на прибыль по базе переходного периода в сумме 4 173 рублей и требования об уплате налога N 543 от 05.03.2005 в части недоимки на сумму 2 193 902 рублей 90 копеек и пени на сумму 703 756 рублей 45 копеек.
Решением от 21.10.2005 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным обжалуемое решение налогового органа в части начисления налога на имущество в сумме 261 865 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 56 963 рублей, а также привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на имущество в виде штрафа в сумме 52 373 рублей как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Также признано недействительным обжалуемое требование в части: налога на добавленную стоимость в сумме 166 445 рублей; пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 56 779 рублей 40 копеек; налога на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 30 131 рубля 40 копеек; пени по налогу на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 946 рублей; налога на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации в сухмме 58 259 рублей 60 копеек; пени по налогу на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 2 857 рублей; налога на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемый в местные бюджеты в сумме 8 040 рублей; пени по налогу на прибыль организаций (по базе переходного периода), зачисляемому в местные бюджеты в сумме 370 рублей; налога на имущество предприятий в сумме 261 865 рублей; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 56 963 рублей; целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство в сумме 1 116 рублей; пени по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство в сумме 17 рублей 74 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения по уплате налога на имущество в сумме 261 865 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 56 963 рублей и налоговой санкции в сумме 52 373 рублей, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Отмечает, что неполная уплата налогоплательщиком нштога на имущество за 2001-2003 годы в сумме 261 865 рублей образовалась в результате неправомерного отнесения расходов по приобретению основных средств на затраты по 2001 году - 70 348 рублей; за 2002 год - 636 рублей; за 2003 год - 8 378 рублей. Данные суммы необходимо отнести на увеличение стоимости приобретаемого оборудования.
Кроме того, необоснованно отнесены к льготируемым объектам коммунального хозяйства по головному предприятию объекты, не относящиеся к таковым.
В отзыве на кассационную жалобу ТУМП ВКХ "Водоканал" просит оставить без изменения состаявшееся по делу решение в связи с правильным применением судом норм материального права.
Заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ТУМП ВКХ "Водоканал" по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
В ходе проверки выявлена неполная уплата ряда налогов и сборов, в том числе, налога на имущество за 2001-2003 годы в сумме 261 865 рублей, из них: за 2001 год - в сумме 92 707 рублей, за 2002 год - в сумме 86 759 рублей, за 2003 год - в сумме 82 399 рублей.
Результаты проверки отражены в акте N 10-91 от 02.02.2005, на основании которого налоговым органом вынесено решение N 10-176 от 28.02.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Требованием N 543 об уплате налога по состоянию на 05.03.2005 налогоплательщику предложено в срок до 23.03.2005 уплатить недоимку по налогам и сборам в общей сумме 2 193 902 рублей 90 копеек и пени в общей сумме 703 756 рублей 45 копеек.
Считая указанные решение и требование частично недействительными, ТУМП ВКХ "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследуя представленные сторонами доказательства по существу спора, пришел к выводу, что налог на имущество в сумме 261 865 рублей, пени по этому налогу в сумме 56 963 рублей начислены необоснованно. Предприятие неправомерно привлечено к налоговой ответственности на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 52 373 рублей.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" N 2030-1 от 13.12.1991, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Исходя из подпункта "а" пункта 6 Инструкции Государственной налоговой службы России N 33 от 08.06.1995 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество", для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
При применении данной льготы суд исследовал Классификатор отраслей народного хозяйства N 1-75-018.
В совокупности с названными нормами, а также с исследованными материалами дела, суд пришел к выводу, что спорные объекты: производственное здание, косилки КРН, бытовой 2-х этажный корпус, проходная, товарный павильон, металлическое ограждение с калиткой, техническая документация по газоснабжению и проект водоснабжения поселка Метелево, гараж транспортного цеха, административно- бытовой блок ОКСа относятся к объектам жилищно-коммунальной сферы, так как их необходимо рассматривать в комплексе с другими объектами жилищно-коммунального хозяйства. Нормальная эксплуатация последних без них невозможна.
В этой связи, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об обоснованном уменьшении налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество на стоимость данных объектов.
На основании изложенного, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что вынесенное по делу решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.10.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А-70-2022/25-2005 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2006 г. N Ф04-9998/2005(18908-А70-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании