Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 сентября 2005 г. N Ф04-5600/2005(14372-А03-30)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" в лице Регионального филиала "Алтайтелеком" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Управлению федерального казначейства по Алтайскому краю, Министерству финансов Российской Федерации при участии третьих лиц Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Комитета по социальной защите населения Администрации Советского района, Комитета по социальной защите населения администрации Алтайского края о возмещении 408 749 руб. 88 коп. недополученных доходов с 01.01.2002 по 31.12.2002 связи с предоставлением льгот абонентам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 19, 26, 68, 76 Правил оказания услуг телефонной связи, договора финансирования от 28.12.2001, договора от 20.05.2001 оказывались услуги телефонной связи гражданам - абонентам, которым в силу Федерального закона "О ветеранах" предоставлены льготы в размере 50% по оплате абонентской платы за пользование телефоном. Возмещение истцу сумм предоставленных льгот не произведено. Сумма недополученных доходов составила убытки истца, которые должны быть взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Истец в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации уточнил свои требования, уменьшил сумму иска до 340 624 руб. 90 коп. за счет вычета суммы НДС. Также истец отказался от исковых требований к министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Российской федерации, Комитету по социальной защите населения администрации Советского района. По ходатайству истца Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Комитет по социальной защите населения администрации Советского района были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика.
Решением от 03.03.2005 Арбитражного суда Алтайского края требования, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2005 того же суда, иск удовлетворен. Взыскано с министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу ОАО "Сибирьтелеком" в лице регионального филиала "Алтайтелеком" 340 624 руб. 90 коп. в возмещение неполученных доходов.
Судебный акт мотивирован тем, что согласно положениям законов "О ветеранах", "О связи" истец обязан предоставить услуги определенной категории граждан на условиях их оплаты получателями в размере 50% стоимости услуг, оставшаяся часть непокрытых расходов подлежала, в соответствии с принятым на себя государством финансовым обязательством, компенсации оператором связи за счет средств федерального бюджета через Министерство труда и социального развития Российской Федерации и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Истцом обоснованно заявлены требования о возмещении понесенных расходов за счет казны Российской Федерации, интересы которой представляет Министерство финансов Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
В кассационной жалобе Управление федерального казначейства по Алтайскому краю просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Заявитель жалобы полагает, что в адрес Министерства финансов Российской Федерации не поступало определение о назначении судебного заседания на 03.03.2005 и оно было лишено права на защиту; объем прав и обязанностей истца ограничен объемом бюджетного финансирования и обязательства перед истцом выполнены надлежащим образом и в полном объеме; отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда; Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данной категории дел; Комитет администрации Алтайского края по социальной защите населения не исполнил своих обязанностей по контракту; Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сибирьтелеком" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные, по доводам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 19, 26, 68, 76 Правил оказания услуг телефонной связи, договора финансирования от 28.12.2001, договора от 20.05.2001 оказывались услуги телефонной связи гражданам - абонентам, которым в силу Федерального закона "О ветеранах" предоставлены льготы в размере 50% по оплате абонентской платы за пользование телефоном.
Общая сумма расходов по предоставлению льгот за указанный период составила 408 749 руб. 88 коп., Истцу компенсация из бюджета предоставленных в указанный период льгот не производилась, что и послужило основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Судом правильно указано, что из положений закона "О ветеранах" следует, что истец обязан предоставить услуги определенной категории граждан на условиях их оплаты получателями в размере 50 % стоимости услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. Действие постановления продлевалось Правительством Российской Федерации на 2001, 2002 годы. Пунктом 2 Правил установлено, что финансирование расходов за услуги связи производится за счет средств федерального бюджета.
Оставшаяся часть непокрытых расходов подлежит в соответствии с принятым на себя государством финансовым обязательством компенсации операторам связи за счет средств федерального бюджета через Министерство труда и социального развития Российской Федерации и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в реальные расходы ОАО "Сибирьтелеком". Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.
Таким образом, суд правомерно исходил из того, что понесенные истцом расходы по своей природе являются убытками и на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерацией.
Размер неполученных доходов подтвержден истцом списками лиц, имеющих право на льготную оплату услуг, сверенными с районным комитетом по социальной защите граждан, актами приема-сдачи оказанных услуг, счетами-фактурами и актами сверок.
Пунктом 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 установлено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Суд правильно установил обязанное лицо и источник возмещения убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по установке телефонов и абонентской плате ветеранам. Бюджетным кодексом на Министерство труда и социального развития Российской Федерации не возложена обязанность, предусматривающая представление интересов казны Российской Федерации по таким категориям дел.
Все изложенное свидетельствует о том, что заявление в части признания Министерства финансов Российской Федерации ненадлежащей стороной по делу является несостоятельным и незаконным. Судом сделан верный вывод, что иск к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации предъявлен обоснованно.
Довод заявителя о том, что в адрес Министерства финансов Российской Федерации не поступило определение о назначении судебного заседания на 03.03.2005 и оно было лишено права на защиту противоречат материалам дела (л.д. 17, т.4)
Нарушений судебными инстанциями норм процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 03.03.2005 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-12067/04-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 г. N Ф04-5600/2005(14372-А03-30)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании