Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 февраля 2006 г. N Ф04-423/2006(19766-А45-33)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Кондитер" (далее - ООО "Кондитер", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными требования N 499 об уплате налога по состоянию на 01.01.2004, решения и постановления N 48 от 12.04.2004 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговой инспекцией пропущены сроки направления требования налогоплательщику, установленные частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование не соответствует нормам статей 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушен порядок взыскания налога за счет имущества, поскольку решение о взыскании налогов за счет денежных средств ООО "Кондитер" не направлялось.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.11.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным требование налоговой инспекции N 499 об уплате налога по состоянию на 01.01.2004 в части пени по платежу за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих уплате в федеральный бюджет в сумме 458,78 руб., страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 198185,9 руб., пени по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 73921,09 руб., страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 20738,36 руб., пени по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 7028,75 руб., пени по налогу на имущество в сумме 13311,59 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 36815,62 руб., как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Также суд признал недействительными решение и постановление налоговой инспекции от 12.04.2004 N 48 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества ООО "Кондитер" в части пени по налогу на имущество в сумме 13311,59 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 36815,62 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность вынесенного по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция полагает, что при вынесении решения, судом были неправильно применены нормы материального права, а именно, статьи 69, 70, 46, 47 НК РФ. Просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.11.2005 в части признания недействительными: требования N 499 по состоянию на 01.01.2004 в части пеней по налогу на имущество в размере 13311,59 руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 36815,62 руб.; решения и постановления N 48 от 12.04.2004 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика в части пени в размере 50127,21 руб. В остальной части решение арбитражного суда просит оставить без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу до начала слушания дела ООО "Кондитер" не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговая инспекция требованием N 499 об уплате налога по состоянию на 01.01.2004 предложила ООО "Кондитер" погасить числящуюся за ним задолженность по налогам и пеням, в том числе по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу, пени по налогу на имущество и по налогу на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог.
В связи с отсутствием денежных средств на счете организации в банке, налоговая инспекция в соответствии с пунктом 7 статьи 46, статей 31, 47 НК РФ приняла решение и постановление от 12.04.2004 N 48 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества налогоплательщика, в размере неуплаченных налогов на общую сумму 646862,58 руб., пени в размере 567304,36 руб.
Полагая, что действия налоговой инспекции нарушают его права как налогоплательщика, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что, признавая ненормативные акты налоговой инспекции недействительными в части начисления пени по налогу на имущество, суд обоснованно исходил из того, что согласно нормам права, установленным статьей 7 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", сумма налога на имущество предприятий исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 4 этой же статьи требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу; размере пеней, начисленных на момент направления требования; сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах; сроке исполнения требования; а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком; подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 установлено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Как правильно указал суд, в направленном требовании об уплате пеней не содержится ни подробных данных об основании взимания пеней, ни размера недоимки, с которой начисляются эти пени, ни дат, с которых они начисляются.
В связи с этим из содержания данного требования невозможно определить, за какой период и каким образом сложились суммы пеней, указанные в нем, проверить правильность их исчисления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно отклонил доводы налоговой инспекции, поскольку данное требование не позволяет четко определить наличие недоимки, размер и период начисления пеней, что лишает суд возможности проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы пеней.
Признавая незаконным оспариваемое требование в части начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 281140,73 руб., за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд за период с 01.11.2003 по 31.12.2003, суд первой инстанции руководствовался статьей 2 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которой порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом. Порядок образования и использования средств территориальных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
Кассационная инстанция поддерживает данные выводы суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пункта "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно пункту 5 статьи 3 НК РФ налоги и сборы субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъекта Российской Федерации.
Законодатель прямо отнес к полномочиям субъектов Российской Федерации право самостоятельно устанавливать порядок и сроки уплаты региональных налогов (пункт 3 статьи 12 НК РФ).
Нормами статьи 57 НК РФ установлено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.
Срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации ранее был предусмотрен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации. Согласно данному Порядку налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Данные нормы права, регулирующие образование и использование средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, действовали только до 2001 года.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 приостановлено на 2001 и 2002 годы.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" от 18.10.1991 N 1759-1 предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2001 вступил в силу Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Статьей 4 названного Закона внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", согласно которым сумма налога на пользователей автомобильных дорог полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды.
Следовательно, порядок и сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог должны быть установлены региональными нормами права.
Принимая во внимание, что Законом Новосибирской области от 10.03.1998 "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 1998 год" и Законом Новосибирской области от 11.05.2000 N 96-03 "О бюджете внебюджетного территориального дорожного фонда на 2000 год" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным начисление налоговым органом пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд.
Проанализировав указанные выше нормы права и исходя из фактических обстоятельств дела, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что действия налоговой инспекции по начислению пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за период с 01.11.2003 по 31.31.2003 в размере 36815,62 руб. не основаны на законе.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.11.2005 по делу N А45-9508/04-СА39/479 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2006 г. N Ф04-423/2006(19766-А45-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании