Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2004 г. N Ф04-8029/2004(6169-А70-34)
(извлечение)
Государственного учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Тюмени (далее - ГУ УПФР) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 101" (далее - МДОУ "Детский сад N 101") штрафных санкций в сумме 10 612 руб. за несвоевременное предоставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2003 год.
Заявленные требования ГУ УПФР мотивировало нарушением МДОУ "Детский сад N 101" сроков предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что и повлекло применение санкции, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Решением от 09.08.2004 требования ГУ УПФР удовлетворены частично, с МДОУ "Детский сад N 101" взыскано 100 руб., в остальной части иска отказано.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность решения от 09.08.2004 не проверялись.
В кассационной жалобе ГУ УПФР просит изменить судебный акт, принять новое решение о взыскании санкции в размере 10 612 руб. по тем основаниям, что при вынесении оспариваемого решения судом неправильно применены нормы материального права - положений Закона N 27-ФЗ и Закона N 167-ФЗ в их системном единстве. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что названными законами предусматриваются различные санкции за одно и то же правонарушение, МДОУ "Детский сад N 101" в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной ГУ УПФР проверки своевременности представления МДОУ "Детский сад N 101" сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установлен факт несвоевременного их представления. Дата приема поступивших сведений - 11.03.2003, в то время как в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" дата окончания их приема - 01.03.2003.
По данному факту ГУ УПФР составлен акт от 11.03.2004 N 99 и принято решение от 26.03.2004 N 99 о привлечении учреждения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 10 612 руб. штрафа.
Нарушение МДОУ "Детский сад Ш 101" срока предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, должником не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Начисляя штраф в размере 10 612 руб., пенсионный орган руководствовался частью 3 статьи 17 ФЗ N 27 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в соответствии с которой, за непредоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета наступает ответственность в виде штрафа - 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей.
Суд первой инстанции, проанализировав установленные в судебном заседании фактические обстоятельства, пришел к выводу о том, что финансовые санкции к МДОУ "Детский сад N 101" на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" применены неправомерно.
При этом арбитражный суд исходил из того, что обязанность по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложена на страхователя в силу статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 27 этого же Федерального закона неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
По мнению суда первой инстанции, в данном случае подлежал применению именно Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ, поскольку этим Законом установлены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулируются правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определены основания возникновения, порядок осуществления прав и обязанностей субъектов обязательного пенсионного страхования, а также установлена ответственность этих субъектов за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Кроме того, этот Федеральный закон принят позже Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ. Федеральные законы, принятые до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, согласно статье 34 этого Закона применяются в части не противоречащей этому Федеральному закону.
Однако кассационная инстанция не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.
Общество привлечено к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой именно Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статьи 11) представления таких сведений.
Часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации вменяет обязанность страхователю представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Часть 3 статьи 14 данной статьи содержит обязанность страхователей-организаций сообщать в территориальные органы страховщика по месту регистрации: - о принятом в установленном порядке решении организации о своей ликвидации (реорганизации) - в трехдневный срок со дня принятия решения; - об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения - в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Как следует из буквального толкования данных норм, именно за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, только предусмотренных частью 3 статьи 14 данного Закона, и предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей.
То есть законодатель делает разграничение по представлению документов, сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за непредставление которых предусмотрена ответственность специальным Законом N 27-ФЗ, которым установлены обязанность, объем и сроки представления этих документов, и сообщению сведений страхователями, за несообщение которых предусмотрена ответственность Законом N 167-ФЗ.
Два закона регулируют два разных правонарушения и устанавливают в связи с этим разную ответственность, в связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусматривает ответственность за то же правонарушение и в связи с этим подлежит применению меньшая санкция, не соответствуют нормам материального права. Правонарушение, совершенное МДОУ "Детский сад N 101", нельзя квалифицировать по нормам Федерального закона N 167-ФЗ и применять штрафные санкции в размере 1000 рублей (данная ответственность предусмотрена за несообщение в установленный срок сведений об изменении места нахождения организации, ее реквизитов, решения о ликвидации (реорганизации). Данные сведения не относятся к сведениям, необходимым для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающая ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, предусмотренном законодательством, в том числе и Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ, касающимся внесения изменений и дополнений в названный Федеральный закон, не изменена и утратившей силу не признана.
Таким образом, правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного ГУ УПФР требования в части, касающейся размера штрафа, превышающего 1000 рублей, у арбитражного суда отсутствовали.
Следовательно, норма права применена арбитражным судом неправильно, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку вопрос о правильности расчета суммы штрафа, имеющий существенное значение для правильного рассмотрения заявленного требования, не был предметом судебного разбирательства, что исключает возможность принятия арбитражным судом кассационной инстанции нового судебного акта, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 09.08.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5539/7-04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2004 г. N Ф04-8029/2004(6169-А70-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании