Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8179/2004(6266-А81-34)
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Газстрой", г.Надым (далее - ЗАО"Газстрой") суммы задолженности по обязательным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и пени в общей сумме 5 556 835,07 руб.
Заявленные требования налоговый орган мотивировал фактическим отсутствием возможности исполнить нормы статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. соблюсти сроки по направлению требования плательщику об уплате налогов и сборов, в виду того, что налоговые органы приняли от государственных внебюджетных фондов задолженность по обязательным страховым взносам в виде сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2001 с уже истекшим сроком для направления требования. Кроме того, по мнению налогового органа, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет порядок принудительного взыскания неуплаченных сумм налогов и сборов, а также пени, но не предусматривает принудительного порядка взыскания взносов в государственные внебюджетные фонды. Соответственно, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании недоимки во внебюджетные фонды не исчисляется по правилам, установленным настоящим Кодексом.
Решением от 09.04.2004 налоговому органу в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2004 решение суда первой инстанции 09.04.2004 в силу пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменено с вынесением по делу нового решения об отказе налоговому органу в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебный акт апелляционной инстанции, принять новое решение о взыскании с ЗАО "Газстрой" задолженность в государственные внебюджетные фонда в размере 5 556 835,07 руб. По мнению налогового органа, с момента получения сведений о задолженности, срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации уже был пропущен, но у налогового органа возникло право на взыскание задолженности в судебном порядке без вынесения решения о взыскании задолженности и выставления требования об уплате налога. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года, а поскольку налоговый орган узнал о наличии права о взыскании задолженности только 01.01.2001, срок обращения в суд истекает - 01.01.2004.
ЗАО "Газстрой" в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представило.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, переданным налоговому органу в установленном порядке государственными внебюджетными фондами, за обществом по состоянию на 01.01.2001 числится задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 2 461 161 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 249 624 руб., по страховым взносам в ФФМС РФ в сумме 10 620 руб., пени в сумме 2 126 руб., по страховым взносам в ТФМС РФ в сумме 174 433,53 руб., пени в сумме 38 283 руб., по страховым взносам в ГФЗН РФ в сумме 82 434,89 руб., пени в сумме 8 786,53 руб., по страховым взносам в ФСС РФ в сумме 248 816 руб. Указанная сумма образовалась как остаток задолженности на 31.12.1999 и была передана в налоговый орган по состоянию на 01.01.2001.
Так как ЗАО "Газстрой" не погасило задолженность, а за каждый день просрочки исполнения обязанностей по уплате налога и сбора начисляется пеня по статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, то по состоянию на 18.12.2003 размер задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды составлял 5 556 835,07 руб.
Принимая новый судебный акт об отказе в исковых требованиях налоговому органу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен срок взыскания в судебном порядке задолженности по страховым взносам и пени в государственные внебюджетные фонды.
Кассационная инстанция, руководствуясь следующими нормами и поддерживая выводы суда, считает доводы заявителя кассационной жалобы подлежащими отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона N 118-ФЗ от 05.08.2000 года "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды с 01.01.2001 года осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что решение о принудительном взыскании денежных средств налогоплательщика принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (взносов).
В соответствии со статьей 70 названного Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
Установленный данными правовыми нормами срок направления и исполнения требования об уплате налога неразрывно связан с исчислением определенного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам.
При этом суд обоснованно учел правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 года N 5, из которой следует, что судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
В силу изложенного налоговый орган обязан был реализовать принудительное взыскание страховых взносов и пеней в соответствии со статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации в несудебном порядке или в случае нереализации полномочий на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица обратиться в арбитражный суд с учетом срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что налоговым органом не был соблюден установленный налоговым законодательством порядок взыскания задолженности, требование об уплате задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 ЗАО "Газстрой" не выставлялось.
Руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что переход полномочий и обязанностей по взысканию образовавшейся на 01.01.2001 задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды от органов государственных внебюджетных фондов к налоговым органам не влечет восстановление предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с исковым заявлением о взыскании названных платежей во внебюджетные фонды, поскольку данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года, кассационной инстанцией отклоняется, поскольку, как уже указывалось, отношения по взысканию задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кассационной инстанцией не установлено нарушений судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 30.07.2004 Арбитражного суда Ямало- Ненецкого автономного округа по делу N А81-81/743А-04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2004 г. N Ф04-8179/2004(6266-А81-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании