Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 апреля 2003 г. N Ф04/1946-288/А75-2003
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Пыть-Яху (далее по тексту Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с федерального учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" г. Пыт-Яха (далее по тексту ФУ ЦГСЭН) на основании пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно 91298 руб. и 8355 руб. налоговых санкций.
Заявленные требования основаны на Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N2116-1, Положении о составе затрат по производству и реализации работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции работ услуг и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N552 (далее по тексту Положение о составе затрат) и решении от 27.04.2002 принятым по результатам выездной налоговой проверки.
Решением от 30.10.2002 первой инстанции арбитражного суда заявленные требования полностью удовлетворены.
Постановлением от 27.12.2002 арбитражного суда апелляционной инстанции решение первой инстанции оставлено без изменения.
Принимая судебные акты, первая инстанция и арбитражный суд апелляционной инстанции согласились с основаниями заявленных требований и применили Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Положение о составе затрат, Положение "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы", утвержденное Решение Думы г. Пыть-Яха от 18.12.1996 N 20 (далее по тексту Положение N20 от 18.12.1996), статьи 80, 113, пункт 2 статьи 119 и пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
ФУ ЦГСЭН в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания налоговой санкции по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации и принять в этой части новое решение в удовлетворении требования о взыскании штрафа в размере 91298 руб. отказать.
По мнению ФУ ЦГСЭН судебные инстанции дали неправильное толкование статей 80, 119 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 119 НК РФ предусматривает ответственность за не представление в налоговый орган налоговой декларации, в установленный законодательством о налогах и сборах срок, а не расчета по налогу.
Инспекция МНС отзыв на кассационную жалобу не представила.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства стороны надлежащим образом уведомлены.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает оснований для отмены в обжалуемой части принятых по делу судебных актов.
Из материалов арбитражного дела следует, что Инспекция МНС провела в ФУ ЦГСЭН выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 о 01.01.2001 и пришла к заключению, что учреждение не уплатило в 2000 году налог на прибыль в сумме 19155 руб., в 1999 году налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 23272 руб. и в течение более 180 дней не представляло в налоговый орган налоговые декларации по этим налогам.
По результатам рассмотрения акта от 29.03.2002 N 48-Ю выездной налоговой проверки принято решение от 27.04.2002 N 251 о привлечении ФУ ЦГСЭН к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ штрафу в суме 91298 руб. и по пункту 1 статьи 122 НК штрафу в размере 8355 руб., одновременно предложено уплатить суммы налогов и пени.
С решением Инспекции МНС о взыскании штрафа в размере 8355 руб., сумм неуплаченных налогов и сумм начисленных пени ФУ ЦГСЭН согласно.
Арбитражный суд кассационной инстанции, поддерживая принятые по делу судебные акты, исходит из вышеизложенных, установленных арбитражным судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщики налога представляют в установленные сроки налоговым органам по месту своего нахождения расчеты налога от фактической прибыли и по другим налогам, установленным настоящим Законом, по формам, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации, и бухгалтерские отчеты и балансы.
На основании пункта 4.6 Положения N 20 от 18.12.1996 плательщики налога должны представлять налоговым органам, нарастающим итогом с начала года расчеты сумм налога, подлежащего уплате в бюджет, по форме и в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского баланса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики должны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые обязаны уплачивать. Поскольку налоговая декларация - это отчетный документ, на основании которого уплачивается сумма налога, то расчеты по налогам, по которым предусмотрено представление отчетных данных о фактических итогах финансовой деятельности плательщика налога, соответствуют признакам налоговой декларации, приведенным в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 80 НК РФ следует, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, вывод арбитражного суда о тождественности понятий расчета по налогу и налоговой декларации, поскольку расчет по налогу содержит сведения характерные для налоговой декларации, основан на нормах права.
Факт не представления расчетов по налогу на прибыль и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы ФУ ЦГСЭН не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Не представление налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах образует состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ и, влечет ответственность, установленную санкцией этой статьи.
При рассмотрении дела судебными инстанциями соблюдены требования статей 212 и 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылку ФУ ЦГСЭН в кассационной жалобе на пункт 6 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции находит необоснованной, поскольку арбитражным судом не допущено нарушений норм процессуального права указанных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 30.10.2002 первой и постановление от 27.12.2002 апелляционной инстанций Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1648-А/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2003 г. N Ф04/1946-288/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании