Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 апреля 2003 г. N Ф04/1963-480/А46-2003
(извлечение)
Муниципальное унитарное предприятие ярмарочный комплекс "Торговый город" (далее - МУП ЯК "Торговый город") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налога и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИМНС по Кировскому АО г. Омска) от 18.07.2002 N 16-12/8349 в части предложения уплатить налог на прибыль за 1999, 2000 годы в сумме 76 292 рублей и 124 655 рублей, в том числе: НДС за 2000 год в сумме 30 541 рубль, налог на пользователей автодорог в сумме 3 390 рублей, в части начисления на эти суммы налогов пени в соответствующем размере и налоговых санкций на основании п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации, а также в части отказа в уменьшении налога с продаж за 2000 год в сумме 1 784 760 рублей.
Решением арбитражного суда от 10.02.2003 заявленные МУП ЯК "Торговый недействительным в части отказа в уменьшении налога с продаж за 2000 год в сумме 1 784 760 рублей, доначисления НДС за 2000 год в сумме 30 541 рублей, привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации в сумме 3 059 рублей за неполную уплату НДС, доначисления налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в сумме 3 390 рублей, привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа по п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации в сумме 678 рублей за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, а также в части начисления пени в соответствующем размере за несвоевременную уплату НДС и налога на пользователей автодорог, как несоответствующее действующему законодательству.
В удовлетворении остальной части заявленных требований МУП ЯК "Торговый город" отказано.
Арбитражный суд пришел к выводу, что МУП ЯК "Торговый город" не является плательщиком налога с продаж с поступлений от аренды земельных участков (торговых мест), находящихся в муниципальной собственности, так как в соответствии со ст. 3 Закона Омской области "О налоге с продаж" от 28.12.1998 сдача в аренду объектов недвижимости, находящихся в государственной, муниципальной собственности, налогом с продаж не облагается. В связи с вышеуказанным обстоятельством налог на прибыль за 2000 год подлежит уменьшению по предприятию 1 784 760 рублей,
Вывод налогового органа о занижении МУП ЯК "Торговый город" НДС в сумме 30 541 рубль и доначисление налога на пользователей автодорог за 2000 год в сумме 3 390 рублей является необоснованным, а начисление пени за несвоевременную уплату этих налогов - неправомерным, так как факт осуществления предприятием в проверяемый период деятельности в сфере общественного питания не подтверждается материалами дела.
В апелляционном порядке законность решения не обжаловалось.
ИМНС по Кировскому АО г. Омска в кассационной жалобе просит отменить принятое арбитражным судом решение в части удовлетворенных требований МУП ЯК "Торговый город", поскольку оно принято с нарушением норм материального права.
Арбитражный суд сделал вывод о том, что МУП ЯК "Торговый город" не является плательщиком налога с продаж с поступлений от аренды земельных участков (торговых мест), находящихся в муниципальной собственности. Однако при принятии данного решение не был принят во внимание п. 2 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.1998 N 167-ОЗ "О налоге с продаж" (с изменениями и дополнениями от 27.05.1999 и от 09.06.2000), который содержит перечень объектов, которые не подлежат обложению налогом с продаж. Стоимость аренды объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности в данном перечне не указана.
Вывод налогового органа о том, что факт осуществления предприятием в проверяемый период деятельности в сфере общественного питания не подтверждается доказательствами неправомерен, так как данный вывод сделан на основании бухгалтерского счета предприятия 46.9 "Общественное питание", содержание которого отражено в приложении N 46 к акту проверки от 11.01.2002 N 16-15/12-220 ДСП.
МУП ЯК "Торговый город" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Представитель ИМНС по Кировскому АО г. Омска в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя ИМНС по Кировскому АО г. Омска от 14.08.2001 N 008372 проведена выездная налоговая проверка МУП ЯК "Торговый город" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.1999 по 31.12.2000, по результатам которой составлен акт N 16-15/12-220 ДСП от 11.02.2002. На данный акт МУП ЯК "Торговый город" в налоговый орган представлены возражения. По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений предприятия, заместителем руководителя налогового органа принято решение N 16-12/1530 от 12.02.2002 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля проверяющими составлен акт N 16-12/7091 ДСП от 17.06.2002. Во время проведения проверки установлена неполная уплата МУП ЯК "Торговый город" налога на прибыль за 1999-2000 годы в сумме 76 126 рублей и 162 688 рублей соответственно, НДС за 2000 год в сумме 46 204 рублей, налога на пользователей автомобильных дорог за 1999-2000 годы в сумме 129 рублей и 68 132 рубля соответственно, а также отказано в уменьшении налога с продаж в сумме 1 784 760 рублей. На основании вышеуказанного акта заместителем руководителя налогового органа принято решение о привлечении МУП ЯК "Торговый город" к ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм: НДС за 2000 год в сумме 5 614 рублей, налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год в сумме 13 652 рублей, налога на прибыль за 1999 год в сумме 15 225 рублей, за 2000 год - в сумме 32 538 рублей. Кроме того, предприятию предложено уплатить пени за просрочку уплаты указанных выше налогов в соответствующем размере.
Из материалов дела следует, что между Администрацией г. Омска в лице Департамента недвижимости и МУП ЯК "Торговый город" заключен 01.01.2000 договор N Д-Кр-II-62-1508. Согласно вышеуказанного договора Администрация г. Омска поручает администрации торговой зоны выполнение функций администрации по торговой зоне "Торговый город" расположенной на земельном участке из состава земель общего пользования, с правом заключения договоров аренды земельных участков Арендная плата по договорам аренды земельных участков вносится арендатором в соответствии с договором в кассу или на расчетный счет администрации торговой зоны, которая ежемесячно, не позднее 13-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляет 100 % собранных за аренду земли средств в соответствии с реестром на бюджетный счет Департамента недвижимости Администрации г. Омска (т. 1 л.д. 125-127).
Стоимость аренды торговых мест на территории МУП ЯК "Торговый город" устанавливается на основании тарифов на аренду торговых мест (земельных участков), утвержденных Департаментом недвижимости Администрации г. Омска (т. 1 л.д. 129-134).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Омской области "О налоге с продаж" от 28.12.1998 N 167-ОЗ налогом облагается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет, оптом или в розницу, кроме товаров (работ, услуг), исчерпывающий перечень которых дан в п. 2 этой же статьи.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что МУП ЯК "Торговый город" не является плательщиком налога с продаж с поступлений от аренды земельных участков (торговых мест), находящихся в муниципальной собственности, поскольку плательщиком данного налога являются организации, предприниматели реализующие товары, работы, услуги. Сдача объектов недвижимого имущества в аренду к деятельности облагаемой налогом с продаж не относится.
Налоговым органом во время проведения проверки установлено, что МУП ЯК "Торговый город" осуществлял деятельность в сфере общественного питания. В этом случае, согласно ст. 4 Закона Российской Федерации "О НДС" облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела закупочными актами то обстоятельство, что МУП ЯК "Торговый город" в проверяемый период закупалась сельско-хозяйственная продукция у физических лиц и которая в последующем подлежала реализации через принадлежащее ему кафе.
В соответствие с п. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации "О НДС" от 06.12.1991 N 1992-1 предприятие при закупке сельско-хозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
В связи с тем, что факт осуществления МУП ЯК "Торговый город" деятельности в сфере общественного питания не подтвержден, то им правильно исчислялся налог на пользователей автодорог с разницы между покупной и продажной ценой реализуемых товаров.
Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о необоснованности привлечения МУП ЯК "Торговый город" к ответственности за неполную уплату НДС и налога на пользователя автомобильных дорог в 2000 году.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 10.02.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-500/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2003 г. N Ф04/1963-480/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании