Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 мая 2003 г. N Ф04/2074-309/А75-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество акционерный коммерческий банк "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" (далее - ОАО АКБ "МЕНАТЕП Санкт-Петербург") в лице Филиала открытого акционерного общества Банк "МЕНАТЕП СПб" в г. Нефтеюганске (далее - Филиал ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб") обратилось с ходатайством о замене стороны - закрытого акционерного общества акционерный коммерческий банк "Юганскнефтебанк" (далее - ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк") его правопреемником - Филиалом ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб" в связи с произведенной реорганизацией в форме присоединения ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" и ОАО АКБ "Нефтеэнергобанк" к ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб". Суд, руководствуясь ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяет заявленное ходатайство.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Нефтеюганску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о взыскании с ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" 6 858 руб. налоговых санкций.
ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" обратилось со встречным заявлением о признании незаконным решения Инспекции МНС N 342 от 10.06.2002 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24.01.2003 в удовлетворении требований о взыскании налоговых санкций Инспекции МНС отказано. Встречное заявление удовлетворено, решение Инспекции МНС N 342 от 10.06.2002 о привлечении ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" к налоговой ответственности признано незаконным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 24.01.2003 и принять новое - о взыскании с ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" сумму налоговой санкции в виде пени, предусмотренной ст.135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) в размере 6 858, 34 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб" считает вынесенное по делу решение законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы Инспекции МНС несостоятельными, просит оставить кассационную жалобу Инспекции МНС без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании представитель ОАО Банк "МЕНАТЕП СПб" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просит оставить решение от 24.01.2003 без изменения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС в соответствии со ст.101 НК проведена встречная налоговая проверка ООО "Юганскспецавтотранс-2" по вопросу своевременности исполнения ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" платежных документов на перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды с расчетного счета данного предприятия. Выявленные в ходе проверки правонарушения, выразившиеся в задержке исполнения 6 инкассовых поручений Инспекции МНС, нашли отражение в акте проверки N 83 от 16.05.2002.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией МНС вынесено решение N 342 от 10.06.2002 о привлечении ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст.135 НК в виде взыскания пени в общей сумме 6 858, 34 руб. Инспекцией МНС в адрес ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" направлено требование N 67 от 10.06.2002 об уплате указанной суммы пени в срок до 21.06.2002. Невыполнение данного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Не согласившись с данным решением ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" обжаловало его в административном порядке в вышестоящий орган - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - УМНС). Решением УМНС от 11.10.2002 N 55, решение Инспекции МНС N342 от 10.06.2002 оставлено без изменения. Настаивая на незаконности принятого Инспекции МНС решения N 342 от 10.06.2002 ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением.
Отказав в удовлетворении требований Инспекции МНС о взыскании с ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" налоговых санкций и признав незаконным решение Инспекции МНС N 342 от 10.06.2002 о привлечении ЗАО АКБ "Юганскнефтебанк" к налоговой ответственности, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
На основании статей 46, 60 НК банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в соответствующие бюджеты, а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им такого поручения или решения.
В силу п.3 ст.60 НК при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). В соответствии с абз.2 п.6 ст.46 НК при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога, поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем такого поступления на рублевые счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством.
В соответствии со ст.135 НК неправомерное неисполнение банком в установленный НК срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Довод кассационной жалобы Инспекции МНС о наличии достаточных для исполнения выставленных ею инкассовых поручений денежных средств на счетах налогоплательщика не принимается кассационной инстанцией как противоречащий имеющимся в деле доказательствам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, производилось в составе платежей третей очереди в порядке календарной очередности поступления документов, после полного погашения всех платежей, отнесенных ст.855 ГК к первой и второй очереди.
Следовательно, суд пришел к правильному выводу, что неисполнение банком в установленный НК срок решения Инспекции МНС о взыскании налога нельзя квалифицировать в рамках ст.135 НК как неправомерное, т.к. банк исполнял платежные документы в соответствии с требованиями налогового и гражданского законодательства:
Кассационная инстанция также поддерживает вывод суда о несоблюдении должностными лицами Инспекции МНС требований ст.101 НК.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 24.01.2003, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24.01.2003 по делу N А75-2015-А/02-148-А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Нефтеюганску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2003 г. N Ф04/2074-309/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании