Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 марта 2006 г. N Ф04-1844/2006(20607-А45-26)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Русинпром-Инвест" (далее - ОАО "Русинпром-Инвеет"), город Новосибирск, о взыскании налоговых санкций в общей сумме 62 578 рублей 60 копеек, в том числе: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в сумме 14 040 рублей; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 9 462 рублей 06 копеек; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 39 075 рублей 60 копеек за непредставление в налоговый орган декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Решением от 06.09.2005 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что налогоплательщик правомерно включил в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по оплате процентов в размере 2 592 534 руб., начисленных банком за 2001 год независимо от факта их выплаты.
При предъявлении требований о взыскании штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал состав налогового правонарушения - вину общества.
Поскольку законодательством не установлен срок представления налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, основания привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Постановлением от 28.11.2005 апелляционной инстанции арбитражного суда, решение суда первой инстанции в части отказа во взыскании штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 462 рублей 20 копеек отменено.
В этой части принят новый судебный акт о взыскании с ОАО "Русинпром- Инвест" штрафных санкций, предусмотренных статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 9 462 рублей 20 копеек.
Суд мотивировал данный вывод тем, что обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц обусловлена фактом выплаты доходов налогоплательщику, недоимка по налогу на доходы физических лиц у налогового агента образуется и при неудержании у налогоплательщика соответствующего налога. Случаи невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога и действия при этом налогового агента оговорены в Кодексе. При этом ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни оспариваемое решение налогового органа не возлагают обязанность на налогового агента уплатить неудержанный налог на выплаченные доходы физических лиц за счет собственных средств.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить заявленные требования налогового органа полностью.
Указывает, что поскольку сумму начисленных, но не оплаченных процентов за пользование банковскими средствами обществом в течение 2001 года не была уплачена, отнесение неуплаченных процентов в состав затрат реализованной продукции (работ, услуг) является неправомерным. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона Российской Федерации N 110-ФЗ от 06.08.2001, сумму процентов за кредит, начисленных, но не уплаченных банку и в силу этого не учтенных при налогообложении прибыли в 2001 году, следует включать в расходы переходного периода.
Ссылаясь на пункт 42 Инструкции МНС Российской Федерации от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", указывает, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года. Таким образом, обществом правомерно привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Русинпром-Инвест" по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2001 по 31.12.2003.
По результатам проверки составлен акт N 145 от 21.06.2004, на основании которого вынесено решение N 145 от 19.07.2004 о привлечении ОАО "Русинпром- Инвест" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на прибыль в результате занижения налоговой базы в сумме 14 040 рублей; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неполное перечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в сумме 9 462 рублей 06 копеек; по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 39 075 рублей 60 копеек за непредставление в налоговый орган декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.
Неисполнение налогоплательщиком требования N 45/145 от 27.07.2004 об уплате в 10-дневный срок с момента получения требования налоговых санкций, послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 73 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 N 34н, задолженность по кредитам и займам отражается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Судами первой и апелляционной инстанций исследованы положения, содержащиеся в пункте 6 "Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 9.12.1998 N 60н, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, а так же пункт 12 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.1992 N 552, в соответствии с которым, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты предварительной или последовательной.
Из буквального толкования подпункта 1 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 6.08.2001 N 110-ФЗ не следует, что расходы общества по оплате процентов за кредит должны включаться в базу переходного периода.
Поскольку данные расходы не являются внереализационными, то к данным правоотношениям не может быть применен подпункт 4 пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 110-ФЗ от 6.08.2001.
В кассационной жалобе налоговый орган не указывает, на основании какого подпункта пункта 2 названной статьи данные расходы должны учитываться в базе переходного периода.
Анализ данных норм позволяет суду кассационной инстанции согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанции о том, что обществом в себестоимость продукции правомерно включены расходы по оплате процентов в размере 2 592 534 руб., начисленных банком за 2001 год независимо от факта их выплаты.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" от 18.01.1991, где срок уплаты налога не определен. Изменениями, внесенными в данный закон 26.05.1997, так же не установлен срок представления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Статьей 2 названного закона было предусмотрено, что порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда определяется федеральным законом.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации N 316-0 от 10.07.2003, налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.
Кассационная инстанция, с учетом изложенного, считает правомерным выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в связи с не установлением срока представления налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации нет.
Кассационная инстанция считает, что судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.11.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22296/04-КГ28/559 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2006 г. N Ф04-1844/2006(20607-А45-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании