Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2006 г. N Ф04-1323/2006(21162-А27-2)
(извлечение)
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Яшкинского района Кемеровской области (далее - Управление ПФ) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.06.2005 N 1127 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 3288, 51 руб., доначислении единого социального налога в размере 16570 руб. и пеней в соответствующем размере (с учетом изменения предмета требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2005, изготовленном в полном объеме 03.11.2005, заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.01.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Кемеровской области просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования. По мнению налогового органа, суд неправильно применил нормы материального права, а именно пункт 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку средства, поступившие из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, не должны расходоваться на содержание органов данного фонда.
В отзыве на жалобу Управление ПФ отклонило доводы жалобы, просило решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации Яшкинского района Кемеровской области, налоговым органом выявлено нарушение пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, о чем принято решение от 17.06.2005 N 1127 о привлечении к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 3288, 51 руб., доначислении единого социального налога в размере 16570 руб. и пеней в соответствующем размере.
Основанием для доначисления налога, пеней и привлечения к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, явился вывод налогового органа о занижении единого социального налога в результате невключения в налоговую базу выплат работникам в виде материальной помощи в пределах 2000 рублей за налоговый период.
Признавая недействительным оспариваемое решение, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период, в частности суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам.
Следовательно, указанной льготой могут воспользоваться организации, финансируемые за счет средств бюджетов любого уровня (бюджетные учреждения).
Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным учреждением является организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
В соответствии со статьей 10 Кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.
Согласно статье 143 Кодекса вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности, на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. В статье 144 данного Кодекса к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьями 17 и 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что бюджет настоящего Фонда формируется также за счет средств федерального бюджета, а средства бюджета Фонда направляются в том числе на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России (включая содержание его центральных и территориальных органов).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утверждается ежегодно федеральньши законами о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.12.2003 N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" средства на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации включены отдельной строкой в расходную часть бюджета. Финансирование расходов на содержание фонда осуществляется за счет доходной части бюджета, формирование которой, как следует из вышеуказанных норм, осуществляется в том числе и за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, финансирование Управления ПФ осуществляется за счет средств бюджетов, в связи с чем Управление ПФ правомерно применило положения пункта 2 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.112005, изготовленное в полном объеме 03.11.2005, и постановление апелляционной инстанции от 11.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-29762/05-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2006 г. N Ф04-1323/2006(21162-А27-2)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании