Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 декабря 2003 г. N Ф04/6570-1505/АОЗ-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Алтайэнерго", г. Барнаул обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения N 5 от 31.10.2001 Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края о реструктуризации задолженности по федеральным налогам, сборам и штрафам в части включения в него пени по налогу на добавленную стоимость в размере 516 024. тыс. руб. как незаконно начисленной.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании заявитель изменил требования и просил признать недействительным решение N 17 от 29.11.2002 Межрайонной инспекции в части начисления пени в размере 515 391 тыс.руб. и штрафа в размере 9 131 тыс.руб. всего: 524 522 тыс. руб.
Ходатайство об изменении предмета требования судом удовлетворено.
Решением суда от 30.06.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2003 решение суда оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обеих инстанций установил, что при начислении пени налоговым органом не были соблюдены требования статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации по направлению требований в адрес налогоплательщика о взыскании сумм недоимок и пени и штрафов. Судом установлено неправомерное округление налоговым органом ставки пени до семи знаков. Налоговой инспекцией не представлены расчеты, подтверждающие правомерность начисления спорной пени, а также исходные данные для расчетов. Арбитражным судом сделан вывод о фактической безнадежности для взыскания оспариваемой суммы пени, согласно статье 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым органом пропущен срок обращения в суд за взысканием пени, установленный статьями 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд апелляционной инстанции согласился с мнением ОАО "Алтайэнерго" об отсутствии у государственных органов права на установление порядка реструктуризации пени по налогам.
В кассационной жалобе Межрайонная ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, что судом неправомерно не принят тот факт, что график реструктуризации и суммы задолженности согласован обеими сторонами и пени были включены самим налогоплательщиком. Заявителем был пропущен трехмесячный срок обжалования актов государственных органов, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В нарушение статей 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд поставил заявителя в более выгодное положение, отказав налоговому органу в отложении рассмотрения дела для подготовки отзыва по измененному предмету заявленных требований. В судебных актах нет ссылки на неверный расчет по сумме пени. Доказательством выставления к оплате требований являются судебные акты о взыскании, вынесенные в пользу налогового органа и данные суммы пени включены в оспариваемую сумму. В судебных акта нет ссылок на несоответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заявителя отклонили доводы жалобы.
ОАО "Алтайэнерго" представлен отзыв на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Комиссия ИМНС РФ межрайонного уровня по г. Барнаулу по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц, рассмотрев материалы по реструктуризации задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафа по состоянию на 1.10.2001 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (с изменениями и дополнениями) по ОАО "Алтайэнерго" решением N 5 от 31.10.2001 предоставила право на реструктуризации задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафам ОАО "Алтайэнерго" на сумму 889567 тыс.руб., в том числе: 351 396 тыс. руб. - недоимки, 528 275 тыс.руб. пени и 9 896 тыс.руб. - штрафа.
Решением N 17 от 29.11.2002 Комиссия ИМНС России N29 по Алтайскому краю по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц, рассмотрев материалы по реструктуризации задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафам, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 937 по ОАО "Алтайэнерго" на сумму задолженности по состянию на 1.11.2002 по налогу на добавленную стоимость - 350 648 тыс.руб., пеням и штрафам - 524 522 тыс.руб. предоставлено право на реструктуризацию указанной задолженности согласно графикам, являющимся приложением к решению, а также отменено решение N 5 от 31.10.2001 о раструктуризации задолженности принятое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов не было учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.
Согласно пункту 18 указанному Постановлению, решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать, в том числе, общую задолженность, а также начисленные пени и штрафы, график погашения задолженности.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 937 "О реструктуризации задолженности открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" установлено, что реструктуризации подлежат задолженность ОАО "Алтайэнерго" по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 01.01.2001, но не более задолженности на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию) исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу настоящего Постановления.
Таким образом, выводы суда об отсутствии у государственных органов права на установление порядка реструктуризации пени по налогам несостоятельны.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводами налогового органа о нарушении равенства сторон при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Удовлетворяя ходатайство об изменении предмета заявленных требований, суд обязан был предоставить налоговому органу время для подготовки отзыва, так как расчет по первоначально заявленному требованию (решению N 5 от 31.10.2001) составлял задолженность по состоянию на 01.10.2001, а расчет по решению N 17 от 29.11.2002 составлял задолженность по состоянию на 01.11.2002.
В судебных актах не нашли отражения доводы налогового органа о том, что им выставлялись требования на уплату пени, а также заявление о том, что при реструктуризации задолженности не требуется соблюдение требований статей 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции о пресекательном сроке направления требования об уплате налога и сбора, установленном статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, ошибочны.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлено право устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлении в решении или постановлении, либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства. В связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении дела, суду следует дать правовую оценку приведенным выше доводам, а также предложить сторонам представить в материалы дела графики, являющиеся приложением к решению N 17 от 29.11.2002, совместные акты сверки по фактической задолженности и фактической уплате недоимки. Суду следует дать оценку методу начисления пени (по день зачисления в бюджет денежных средств), округлению, обосновать безнадежное списание долгов по налогам и сборам с учетом требований статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Расходы по оплате госпошлины, в том числе за кассационной обжалование, распределить суду первой инстанции по результатам рассмотрения дела.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 30.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2003 Арбитражного суда Алтайского края по делу N АОЗ-6952/03-20 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2003 г. N Ф04/6570-1505/А03-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании