Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 июля 2003 г. N Ф04/3658-1166/А27-2003
(извлечение)
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 243 520 руб.60коп.- составляющие разницу в цене за услуги по подаче и уборке вагонов, оказанные на основании договора N 21/070-206-юр от 15.02.2000. Исковые требования обоснованы ссылками на распоряжение администрации Кемеровской области от 18.04.2000 N 369-р "О регулировании тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта", изданное в соответствии с пунктом 4 Федерального закона "О естественных монополиях" и Постановление Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Решением суда от 23.01.2003 иск удовлетворен. Суд признал требования истца обоснованными. При этом суд исходил из неосновательного отказа ответчика от оплаты счет-фактур, предъявленных за выполненные работы, поскольку пришел к выводу об изменении цен на оказанные услуги в установленном порядке в связи с предоставлением права государственного регулирования цен администрации Кемеровской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2003 решение отменено. В удовлетворении иска отказано. Апелляционная инстанция, отказывая в иске, сослалась на то, что нормативными актами предусмотрено регулирование тарифов путем декларирования их предельного уровня, а поскольку стороны не внесли изменения в установленном порядке в договор, руководствоваться ими истец не вправе.
ОАО "Кемеровопромжелдортранс" в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение и неправильное применение статей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 ФЗ "О естественных монополиях", распоряжения администрации Кемеровской области от 18.04.2000 N 369-р "О регулировании тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта", изданное в соответствии с пунктом 4 ФЗ "О естественных монополиях" и Постановления Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить решение суда первой инстанции. Полагает, что необходимости вносить изменения в договор в части тарифов, в данном случае не имеется, поскольку нормы закона, устанавливающие прямое действие регулируемых государством цен носят императивный характер и условия договора не могут им противоречить.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив кассационную жалобу, проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, заслушав представителя истца, кассационная инстанция считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, согласно условиям заключенного сторонами договора N 21/70-206-юр от 15.02.2000 истец осуществляет для ответчика подачу и уборку из ремонта грузовых вагонов парка МПС, перевозку грузов по железнодорожным путям и расстановку вагонов по фронтам погрузки-выгрузки.
Размер оплаты за оказанные услуги определен по соглашению сторон и зафиксирован пунктами 3.1-3.5 договора.
Пунктом 4.4 договора установлено, что в случае изменения условий транспортного обслуживания, размеров тарифов, платежей и порядка их оплаты, стороны обязаны внести изменения в соответствии с нормативными актами.
Администрацией Кемеровской области распоряжением N 369-р от 18.04.2000 "О регулировании тарифов на услуги транспортного железнодорожного транспорта на подъездных путях" предусмотрено государственное регулирование тарифов путем декларирования управлению цен администрации области их предельного уровня для предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
В связи с регистрацией 17.07.2002 управлением цен администрации Кемеровской области, декларации изменения тарифов по Кемеровскому отделению ОАО ""Кемеровопромжелдортранс", которое вводится в действие с 22.07.2002, истец письмом от 29.07.2002 предложил ответчику подписать дополнительное соглашение к договору от 10.01.2002 и одновременно с августа 2002 года стал предъявлять ответчику за оказанные услуги счет - фактуры по декларированным ценам.
В связи с неоплатой ответчиком расходов истца, связанных с перевозкой вагонов, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности, исходя из новых тарифов.
Судом установлено, что предъявляемая сумма иска представляет собой разницу между декларированными тарифами и договорной ценой.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что оказываемые услуги находятся в сфере деятельности естественных монополий и регулируются Законом Российской Федерации "О естественных монополиях", который устанавливает государственное регулирование методом ценового регулирования.
Поскольку принцип государственного регулирования ценовой политики в отношении оказываемых услуг предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с которым, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае исключается необходимость внесения в договор изменений размера тарифов.
Пришел к выводу о том, что при оплате работ, связанных с оказанием транспортных услуг, стороны спорного договора должны руководствоваться тарифами, установленными управлением цен администрации Кемеровской области.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции, указала на то, что законом и заключенном сторонами договоре запрещено одностороннее изменение условий договора.
Поскольку истец в установленном законом и договором порядке вопрос изменения договора в части применения тарифов, установленных администрацией Кемеровской области вместо договорной цены не урегулировал, апелляционная инстанция отказала в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционной инстанции ошибочными.
Согласно пункту 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Условиями заключенного сторонами договора установлено, что по всем вопросам, не предусмотренным настоящим договором, стороны руководствуются Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации, Правилами перевозок грузов, Правилами транспортного обслуживания предприятий и организаций, другими нормативными актами, касающимися транспортного обслуживания на железнодорожном и промышленном транспорте (п.4.3 договора).
Нормативные акты, касающиеся транспортного обслуживания на железнодорожном и промышленном транспорте, а именно: Указ Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 28.02 1995 N 221, Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07.03.1995 N 239, устанавливают государственное регулирование тарифов на оказываемые истцом услуги.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" право устанавливать тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно - правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ "О естественных монополиях", Указа Президента РФ "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 28.02 1995 N 221, и пункта 4.3 договора расчеты за оказанные услуги должны производиться по цене, устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами.
При таких обстоятельствах, установленные декларацией изменения тарифов по Кемеровскому отделению ОАО "Кемеровопромжелдортранс" на подачу (уборку) вагонов, маневровую работу, введенные управлением цен администрации Кемеровской области с 22.07.2002 должны применяться ко всем отношениям, возникшим после введения ее в действие, без внесения изменений в договор.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющиеся по делу обстоятельства, правильно определил нормы права, подлежащие применению при рассмотрении спора, и не допустил при принятии решения нарушений ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Обжалуемое постановление апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 23.01.2003.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в сумме 3 235 руб.50коп. подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
Согласно статьям 319 и 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду первой инстанции выдать исполнительный лист на взыскание государственной пошлины и произвести поворот исполнения постановления апелляционной инстанции при представлении доказательств исполнения.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-13598/2002-3 отменить.
Оставить в силе решение суда от 23.01.2003.
Взыскать с федерального унитарного государственного предприятия "Западно-Сибирская железная дорога", г. Новосибирск в пользу открытого акционерного общества "Кемеровопромжелдортранс", г. Кемерово 3235 руб.50коп. - государственной пошлины.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 июля 2003 г. N Ф04/3658-1166/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании