Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 июля 2003 г. N Ф04/3638-1156/А27-2003
(извлечение)
Кемеровское открытое акционерное общество (далее ОАО) "Втормет", г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее ИМНС РФ) по г. Кемерово Кемеровской области от 30.10.2002 N 502 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 145566 руб., налога на прибыль - 204364 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 5669 руб., налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 2835 руб., а также соответствующих сумм пеней за несвоевременную уплату вышеуказанных налогов и штрафных санкций, начисленных по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявленные требования обоснованы незаконностью в оспоренной части решения N 502; первичные бухгалтерские документы не подтверждают увеличение налогооблагаемой базы.
Решением от 23.01.2003 Арбитражного суда Кемеровской области признано недействительным решение ИМНС РФ по г. Кемерово в части взыскания НДС в размере 145566 руб., налога на прибыль - 204 364 руб., налога на землю - 150820 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафных санкций. Суд мотивировал свое решение тем, что п.4 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит требования восстановить НДС для уплаты в бюджет по деятельности, переведенной на вмененный налог, в акте проверки отсутствуют сведения, ведется ли ОАО "Втормет" раздельный учет, в каком порядке он осуществлялся; налоговая инспекция не доказала, что Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2000 год" относится к налоговому законодательству, что налогоплательщики обязаны учитывать данный Закон при исчислении налога на землю за 2001-2002 годы; ОАО "Втормет" выполнило все требования ст.6 Закона Российской Федерации N 2116-6 от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для правомерного применения льготы по налогу на прибыль за 2000 год.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.04.2003 Арбитражного суда Кемеровской области решение от 23.01.2003 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по г. Кемерово Кемеровской области просит принятые по делу судебные акты полностью отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Кемеровского ОАО "Втормет". Заявитель жалобы полагает, что на операции ОАО "Втормет", связанные с реализацией металлолома не распространяются нормы ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации; вывод суда о незаконном применении налоговым органом повышающего коэффициента 1,2 к ставкам земельного налога, введенного Федеральным законом "О федеральном бюджете за 2000 год", неверен; не обоснован вывод суда об удовлетворении исковых требований по налогу на прибыль. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Втормет" считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, просит их оставить в силе. В судебном заседании представитель поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Кассационная инстанция, проверив материалы дела в порядке статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части взыскания налога на землю.
Как следует из материалов дела, 13.09.2002 ИМНС РФ по г. Кемерово провела документальную проверку ОАО "Втормет" по вопросам правильности и своевременности соблюдения налогового законодательства с 01.10.2000 по 31.12.2001.
По результатам проверки составлен акт N 1264, в котором установлены факты неполной уплаты налога на добавленную стоимость - 147085 руб., налога на пользователей автомобильных дорог за 2000 год - 5669 руб., налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на территории г. Кемерово за 2000 год - 2835 руб., налога на прибыль за 2000 год - 204364 руб., налога на землю - 157882 руб.
На основании данного акта и с учетом представленных возражений контролирующий орган 30.09.2002 принял решение N 502 о доначислении вышеуказанных сумм налогов, пеней за несвоевременную уплату налогов и о применении налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик не согласился с выводами инспекции в части доначисления НДС - 145566 руб., налога на прибыль - 204364 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 5669 руб., на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы - 2835 руб., налога на землю - 150820 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Кассационная инстанция соглашается с доводами жалобы об ошибочном выводе суда о незаконности применения налоговым органом повышающего коэффициента к ставкам земельного налога.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1992 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст.3 вышеуказанного закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2000 году.
Таким образом, при расчете земельного налога установленные Федеральным законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Нормы федеральных законов о бюджете содержат нормы прямого действия, введение поправочных коэффициентов законами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству, поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Установленные законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемыми нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания п.2 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Кассационная инстанция не принимает доводы жалобы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, они аналогичны доводам апелляционной жалобы, и апелляционная инстанция дала им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 287, п.3 ч.2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23.01.2003 и постановление от 08.04.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11968/2002-6 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово Кемеровской области о взыскании налога на землю и соответствующих пеней и штрафных санкций отменить, в удовлетворении заявленных требований в этой части отказать. В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с Кемеровского открытого акционерного общества "Втормет" 600 руб. госпошлины.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2003 г. N Ф04/3638-1156/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании