Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 апреля 2006 г. N Ф04-2118/2006(21653-А27-33)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирское сияние", г. Кемерово (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 22.07.2005 N 256 об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании выдать свидетельство в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением арбитражного суда от 25.11.2005 удовлетворены заявленные обществом требования.
Арбитражный суд исходил из того, что вывод инспекции о непредставлении ликвидационного баланса не основан на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2006 решение арбитражного суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу акт арбитражного суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Указывает, что ликвидационная комиссия не была осведомлена о наличии задолженности по налоговым платежам на момент составления промежуточного и ликвидационного балансов.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, инспекция считает законным и обоснованным постановление апелляционной инстанций, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, учитывая доводы представителя заинтересованного лица, изложенные в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятого по делу постановления.
Из материалов дела следует, что в июле 2005 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по итогам рассмотрения которого налоговый орган принял решение от 22.07.2005 N 256 об отказе в государственной регистрации. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, отсутствие ликвидационного баланса в связи с наличием сведений о задолженности общества по обязательным платежам в бюджет.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение арбитражного суда первой инстанции и отказав обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 22.07.2005 N 256 и обязании инспекции выдать свидетельство, принял по существу правильное постановление.
Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица. Подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено представление подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Также после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает под требованиями четвертой очереди задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 06.07.2005 заявителем был составлен промежуточный ликвидационный баланс и передан в налоговую инспекцию, которая 14.07.2005 выдала налогоплательщику свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о состоянии промежуточного ликвидационного баланса. 07.07.2005 обществом был представлен в налоговый орган ликвидационный баланс.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, суд правомерно принял во внимание, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган, как кредитор по платежам в бюджет так же должен соблюдать установленный порядок предъявления требований при ликвидации. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.
В данном случае, по мнению суда кассационной инстанции, таких нарушений установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица, не установлено. Налоговая инспекция своевременно, до представления юридическим лицом ликвидационного баланса, провела налоговую проверку расчетов налогоплательщика по обязательствам с бюджетами. Установив наличие недоимки, налоговый орган направил в адрес юридического лица требование об уплате налогов, сборов, а также решение, принятое по результатам проверки.
Кассационная инстанция считает, что доводы кассационной жалобы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права, в том числе положения статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в соответствии с которыми общество обязано представить в регистрирующий орган установленной данной нормой пакет документов, в частности ликвидационный баланс, который должен содержать достоверные сведения; документы представляются в регистрирующий орган только после завершения процедуры ликвидации, предусматривающей завершение расчетов с кредиторахми.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что инспекций в адрес налогоплательщика были направлены решение инспекции от 25.04.2005 N 256 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 978 039 рублей и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 168 428 рублей, предложении уплатить земельный налог в сумме 842 140 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 136219 рублей; требование об уплате налога и пени по этому решению N 189947 по состоянию на 28.04.2005 сроком исполнения до 08.05.2005; решение от 16.06.2005 N 37040 о взыскании налога и пени за счет денежных средств налогоплательщика - организации на счетах в банках.
Также арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что ни промежуточный, ни ликвидационный баланс не содержат в себе сведения о наличии задолженности у общества перед бюджетом по данным платежам.
Поскольку в представленном заявителем ликвидационном балансе сведения об отсутствии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом не соответствуют действительности и вышеназванным нормам права, то арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности оспариваемого налогоплательщиком решения инспекции от 22.07.2005 N 256 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 26.01.2006 по делу N А27-25457/2005-5 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирское сияние" государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать Арбитражному суду Кемеровской области
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2006 г. N Ф04-2118/2006(21653-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании