Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 февраля 2006 г. N Ф04-7186/2005(20096-А70-35)(20381-А70-35)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Сибкомплектмонтаж"., г. Тюмень (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области, г, Тюмень (далее - инспекция) о признании недействительным заключения от 24,12.2004 N 160 о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в счет задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2 449 412,65 рублей; о признании незаконными действий, выразившихся в начислении пени в период принятия решения о реструктуризации в сумме 2 449 412,65 рублей на суммы задолженности по НДС, вошедшие в состав реструктуризируемой задолженности; о признании недействительным письма от 22.04.2004 N 2.3-13/585/1159 об отказе в списании необоснованно начисленных пени по НДС в сумме 2 449 412,65 рублей.
Решением арбитражного суда от 10.06.2005 удовлетворены заявленные обществом требования в части признания недействительным заключения от 24.12,2004 N 160 о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в счет задолженности по пени по НДС в сумме 2 449 412,65 рублей.
Арбитражный суд исходил из необоснованности проведения налоговым органом зачета переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в счет погашения задолженности по пени по НДС в сумме 2 449 412,65 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 22,08.2005 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 12.10,2005 постановление апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Кассационная инстанция указала на ненадлежащее извещение заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства, которое повлекло нарушение процессуальных прав налогового органа, что является безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
При новом рассмотрении дела постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2005 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что при включении недоимки в состав реструктуризируемой задолженности не может идти речь о компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок в виде начисления пени за каждый день просрочки.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в части удовлетворенных арбитражным судом требований заявителя. Указывает на наличие у налоговых органов права самостоятельно производить зачет в счет погашения недоимки, В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе инспекции, просит оставить ее без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на необоснованность кассационной жалобы общества.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационных жалоб и отзывов на них, учитывая доводы представителей сторон, изложенные в судебном заседании, не находит оснований для отмены, принятых по делу решения и постановления.
Из материалов дела следует, что инспекция составила заключение от 24.12.2004 N 160 о принятии решения о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 2 449 412,65 рублей, в уплату задолженности по пени по НДС в этой же сумме, о чем сообщила обществу уведомлением от 24.12.2004 N 52.6-08/726/4001.
Арбитражный суд, удовлетворив требования общества в части признания недействительным заключения от 24.12.2004 N 160 о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в счет задолженности по пени по НДС в сумме 2 449 412,65 рублей, принял по существу правильное решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным видам налога, погашению недоимки либо возврату налогоплательщику.
В силу пункта 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Таким образом, налоговый орган вправе направить суммы излишне уплаченного налога на уплату пени только в случае волеизъявления на это налогоплательщика.
Правом самостоятельного проведения зачета излишне уплаченного налога налоговый орган наделен лишь в случае погашения недоимки по налогам.
Учитывая, что согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, то задолженность по пени не может быть признана недоимкой.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что инспекция произвела зачет излишне уплаченных сумм налога по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по пени по НДС самостоятельно, без заявления налогоплательщика.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о недействительности оспариваемого налогоплательщиком заключения от 24.12.2004 N 160 о принятии решения о зачете переплаты в сумме 2 449 412,65 рублей.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество 21.12.1999 обратилось в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам с заявлением о предоставлении возможности реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.12.1999. Решением от 25.05,2000 N 10-4-5/127-99 обществу предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам в сумме 25 162 000 рублей, по пеням и штрафам в сумме 31 567 600 рублей.
За период между подачей заявления о реструктуризации и принятием решения о реструктуризации инспекцией обществу были начислены пени на заявленные к реструктуризации суммы задолженности по налогам и сборам.
Арбитражный суд, посчитав действия инспекции по начислению задолженности за указанный период законными, принял правильное по существу решение.
Как следует из пункта 1 Порядка проведения в 1999 реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок проведения реструктуризации), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, настоящий Порядок устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию. Указанная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным им графиком.
Исходя из изложенного, следует, что реструктуризации подлежит только задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам в размере, определенном на первое число месяца подачи заявления.
Порядок проведения реструктуризации не разрешил вопрос начисления пени на имеющуюся у юридического лица задолженность, в отношении которой подано заявление о реструктуризации, после подачи такого заявления, однако запрета на начисление пени не содержит.
Поскольку до принятия решения о реструктуризации указанных в заявлении о реструктуризации сумм налогов и сборов указанные суммы являются недоимкой юридического лица перед бюджетом, должен осуществляться общий порядок начисления пени, предусмотренный статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Особый порядок уплаты задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам (поэтапно) наступает только после принятия налоговым органом решения о реструктуризации в соответствии с утвержденным им графиком.
Довод общества о начислении на суммы реструктурируемой задолженности одновременно пеней и процентов за пользование бюджетными средствами является необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения реструктуризации с сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей со дня вступления в силу настоящего Порядка, только в случае принятия решения о реструктуризации задолженности, то есть с даты принятия решения, при этом проценты начисляются исхода из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов. Пени же начислены инспекцией за период с даты подачи заявления о реструктуризации задолженности до даты принятия решения о реструктуризации.
Исходя из изложенного, основания для удовлетворения кассационных жалоб общества и инспекции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.06.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.11.2005 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2364/25-05 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2006 г. N Ф04-7186/2005(20096-А70-35)(20381-А70-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании