Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 мая 2006 г. N Ф04-2338/2006(22002-А46-25)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Омскнефтегазспецстрой" (далее - ООО "Омскнефтегазспецстрой") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговый орган) от 27.09.2005 N 78786 об уплате налога, а также признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в начислении пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страховании в сумме 1694,76 руб.
Решением арбитражного суда от 06.12.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на неправомерность выводов суда о том, что поскольку у налогоплательщика имелась переплата по страховым взносам в накопительной части, то оснований для начисления недоимки и пени по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части, у инспекции не имелось. По мнению инспекции, судом не учтено, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации и не относятся к числу налогов, являясь индивидуально-возмездными платежами, в связи с чем налоговый орган не располагает полномочиями по зачету имеющейся переплат страховых взносов в накопительной части в счет уплаты страховых взносов по страховой части, в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации о зачете излишне уплаченной суммы налога.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу ООО "Омскнефтегазспецстрой" не представлен.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в адрес ООО "Омскнефтегазспецстрой" поступило требование N 78786 об уплате налога по состоянию на 27.09.2005, которым инспекция сообщила обществу о числящейся общей задолженности в сумме 73 433,03 руб., в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 355 544,59 руб. и пени за несвоевременную уплату означенных страховых взносов в сумме 1694,76 руб.
Не согласившись с указанным требованием налогового органа, а также, оспаривая действия должностных лиц инспекции, выразившиеся в начислении пени в указанном размере, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, при этом исходит из следующего.
Согласно материалам дела, у ООО "Омскнефтегазспецстрой" за период с 01.01.2005 по 30.06.2005 переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии составила 355 620 руб. Письмом от 12.07.2005 N 02/537 предприятие обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете переплаты с накопительной части трудовой пенсии в счет погашения недоимки по страховой части трудовой пенсии. Налоговый орган письмом от 18.07.2005 отказал в зачете излишне уплаченных страховых взносов в связи с тем, что последние не являются налоговыми платежами.
В соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов. Согласно пункту 2 статьи 24 данного Закона сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей пенсии, установлены Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2002 N 03-07-28/63 органы федерального казначейства осуществляют распределение в бюджеты разного уровня бюджетной системы Российской Федерации регулирующих доходов по тем кодам бюджетной классификации, которые указал налогоплательщик.
Вместе с тем, судом правомерно отмечено, что неправильное указание в платежном поручении кода бюджетной классификации фактически не препятствует зачислению страховых взносов по назначению, поскольку в соответствии с пунктом 1 Инструкции "О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.1999 N 91н) установлен единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета.
С учетом изложенных норм, суд пришел к обоснованному выводу, что даже если при перечислении денежных средств произошла ошибка и в платежном поручении указан код накопительной части трудовой пенсии вместо кода страховой части трудовой пенсии, это привело лишь к неправильной классификации платежа, однако денежные средства все равно зачислены в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а, следовательно, обязанность общества перед Пенсионным фондом Российской Федерации исполнена.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что переплата страховых взносов обществом произведена в тот же внебюджетный фонд (Пенсионный фонд Российской Федерации), в котором образовалась недоимка. Факт излишней уплаты обществом страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 355 620 руб. налоговым органом не отрицается.
В силу изложенного, у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов, в связи с чем оспариваемое требование от 27.09.2005 N 78786 об уплате налога, а также действия должностных лиц налогового органа, выразившиеся в начислении пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерно признаны судом незаконными и необоснованными.
Довод налогового органа о невозможности применения положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отклоняются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, оснований для отказа в проведении зачета вышеуказанных сумм у налогового органа не имелось.
Учитывая изложенное, зачет ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа, в который обращалось предприятие с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.
Нарушений судом норм материального права и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.12.2005 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-1461/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2006 г. N Ф04-2338/2006(22002-А46-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании