Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2006 г. N Ф04-2260/2006(21405-А75-31)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "КАТКонефть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция), уточненным в процессе производства по делу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о возврате суммы излишне уплаченного штрафа по единому социальному налогу, ошибочно уплаченного в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере 11 759, 56 руб.
Решением арбитражного суда от 03.02.2006 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, считает, что данный судебный акт принят в связи с неправильным применением норм материального права. Просит отменить решение суда полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который осуществляет зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по ним, порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм не урегулирован; механизм возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых санкций в настоящее время налоговым законодательством не урегулирован.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Общество при уплате налоговых санкций по требованию налогового органа от 12.05.2005 N 7 допустило ошибку в указании кода бюджетной классификации, в связи с чем перечисленные заявителем платежным поручением от 18.05.2005 N 001851 налоговые санкции по единому социальному налогу были учтены налоговым органом в лицевом счете по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части.
Обнаружив допущенную ошибку, Общество платежным поручением от 14.06.2005 N 002241 повторно уплатило налоговые санкции и 21.06.2005 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных санкций, перечисленных по платежному поручению от 18.05.2005 N 001851.
Письмом от 10.08.2005 N 06-32/3288 Инспекция отказала в возврате суммы излишне уплаченного штрафа, указав, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченной суммы штрафа не предусмотрен.
Общество, не согласившись с отказом Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование о возврате излишне уплаченного штрафа, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7. 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении возврата.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Это право налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечено соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Согласно пункту 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
Пунктами 4 и 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок проведения зачета.
Поскольку в данном случае решением суда первой инстанции установлен факт излишней уплаты и зачисления в Пенсионный Фонд суммы штрафа в размере 11 759, 56 руб.. что подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, отказ Инспекции возвратить излишне уплаченный налогоплательщиком штраф прямо противоречит положениям статей 32 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылку Инспекции на то, что положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется только возврат излишне уплаченного налога и пени, а не штрафа, суд кассационной инстанции считает несостоятельной.
Положения названной статьи могут быть применены в данном случае по аналогии закона. Кроме того, отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации процедуры возврата излишне уплаченного штрафа не может служить основанием как для удержания спорной суммы в бюджете, так и для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судом норм материального права, а также процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287. статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-12863/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-2260/2006(21405-А75-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании