Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Обогатительная фабрика "Каро"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Киселевску Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительными требования от 03.11.2005 N 26687 об уплате налога, решения от 21.11.2005 N 1564 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов)- организации или налогового агента - организации на счетах в банках и незаконными действий инспекции по списанию денежных средств с расчетного счета заявителя путем выставления инкассовых поручений от 21.11.2005 N 5912 на сумму 748 руб., от 21.11.2005 N 5913 на сумму 1 869 руб. и от 21.11.2005 N 5914 на сумму 13 157 руб.
Решением от 06.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены частично. Признаны незаконными действия инспекции по списанию денежных средств с расчетного счета заявителя путем выставления инкассовых поручений от 21.11.2005 N 5912 на сумму 748 руб., от 21.11.2005 N 5913 на сумму 1 869 руб. и от 21.11.2005 N 5914 на сумму 13 157 руб. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, а именно статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 134, пункта 2 статьи 133 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению заявителя кассационной жалобы, взыскание с должника-банкрота текущих платежей по налогам и сборам производится в общем порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и норм процессуального права, не находит оснований для отмены решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2004 по делу N А27-3441/2004-4 общество с ограниченной ответственностью ОФ "Каро" признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, определением от 29.09.2005 срок конкурсного производства продлен до 28.02.2006.
03.11.2005 инспекцией в адрес общества направлено требование N 26687 об уплате налогов в сумме 15 774 руб., в том числе единого социального налога за 3 квартал 2005 года в сумме 2 617 руб., налога на имущество за 3 квартал 2005 года в сумме 13 517 руб. со сроком уплаты до 13.11.2005.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ принято решение от 21.11.2005 N 1564 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и выставлены инкассовые поручения от 21.11.2005 N 5912 на сумму 748 руб., от 21.11.2005 N 5913 на сумму 1 869 руб. и от 21.11.2005 N 5914 на сумму 13 157 руб.
Считая, что данные акты и действия противоречат закону и нарушают права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий инспекции по списанию денежных средств со счета общества путем выставления инкассовых поручений на его счет в банке, исходил из положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ), согласно которому требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Установив, что обязательства по уплате налогов возникли у общества после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом, суд сделал вывод, что вопрос о взыскании с общества данной суммы должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, основанным на нормах материального права и фактических обстоятельствах.
Статьей 5 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, как правильно указал суд, поскольку задолженность по уплате сумм, указанных в решении налогового органа от 21.11.2005 N 1564, возникла у налогоплательщика после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом, они являются обязательными платежами и вопрос о взыскании их с общества должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что, взыскивая с предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), задолженность по налогам в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил: решение от 06.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-43860/05-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2006 г. N Ф04-3025/2006(22898-А27-7)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании