Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 2 июля 2003 г. N Ф04/3010-789/А46-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Таврия" в лице конкурсного управляющего А.Б. Тарана обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых порученй: N 808 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 1092 руб. недоимок по налогу на пользователей автомобильных дорог, N 809 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 1472 руб. недоимок по налогу с продаж, N 810 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 127894руб. недоимок по налогу на имущество, N 811 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 532руб. недоимок по целевому сбору, N 812 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 299руб. пени по единому социальному налогу, N 813 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 13 руб. пени по единому социальному налогу в ФСС, N 814 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 73руб. пени по единому социальному налогу в ТФОМС; N 815 от 20.11.2001 на списание денежных средств на сумму 28 руб.- пеня по уплате взносов в Пенсионный страховой фонд.
Решением от 20.03.2003 Арбитражного суда Омской области требования ОАО "Таврия" полностью удовлетворены.
Суд мотивировал данный вывод тем, что в силу пункта 1 статьи 98 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, из чего следует сделать вывод, что налоговый орган не вправе выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств.
В апелляционную инстанцию решение сторонами не обжаловалось.
В кассационной жалобе Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 12 по Омской области просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, решение Арбитражного суда Омской области вынесено с нарушением норм материального права.
Налоговый орган считает, что налоговые платежи, указанные в требовании об уплате налогов, по которым в последующем были выставлены на расчетный счет должника инкассовые поручения, подлежат уплате во внеочередном порядке в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", так как возникли из обязательства должника по уплате налогов в ходе проведения процедуры конкурсного производства.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий ОАО "Таврия" просит оставить решение Арбитражного суда Омской области без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. При этом ОАО "Таврия" ссылается на то, что на основании главы 6 федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" расчеты с кредиторами производятся после осуществления всех мероприятий, предусмотренных законом после завершения формирования конкурсной массы.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2002 ОАО "Таврия" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 12 по Омской области выставила ОАО "Таврия" требование об уплате налогов N 835 от 11.11.2002, в котором в срок до 20.11.2002 предложено добровольно уплатить: налог на пользователей автомобильных дорог - 109 2руб., пени по налогу на пользователей автомобильных дорог - 1092 руб., налогу с продаж - 1047 руб., пени по налогу с продаж - 65руб., налогу на имущество предприятий - 124067 руб, пени по налогу на имущество предприятий - 3827 руб., сбор на благоустройство территории - 513 руб., пени по сбору на благоустройство территории - 19 руб., пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет - 299 руб., пени по единому социальному налогу в ФСС - 13 руб., пени по единому социальному налогу в ТФОМС - 73 руб., пени по страховому взносу в Пенсионный фонд Российской Федерации - 28 руб.
В срок до 20.11.2002 ОАО "Таврия" добровольно налоги и пени не были уплачены, Межрайонная Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 12 по Омской области направила на расчетный счет ОАО "Таврия" инкассовые поручения: N808 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 1092руб.; по налогу на пользователей автомобильных дорог, N809 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 1472 руб. недоимок по налогу с продаж, N 810 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 127 894руб. по налогу на имущество предприятий и пени, N 811 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 532руб. по сбору на благоустройство территории, N 812 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 299руб. пени по единому социальному налогу, N 813 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 13руб. пени по единому социальному налогу в ФСС; N 814 от 20.11.2002 на списание денежных средств на сумму 73руб. пени по единому социальному налогу в ТФОМС N 815 от 20.11.2001 на списание денежных средств на сумму 28руб. пени по уплате взносов в Пенсионный страховой фонд.
Считая, что перечисленные инкассовые поручения незаконны ОАО "Таврия" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункта 1 статьи 98 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", действовавшего в период возникновения спорных отношений, - с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. Все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что инкассовые поручения являются недействительными, поскольку сроки уплаты налогов, на которые начислены пени по требованию от 11.11.2002 N 835, наступили после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным, поскольку исполнение обязательств должника допускается только в случаях и порядке, которые установлены главой 6 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где предусмотрено, что расчет с кредиторами производится после осуществления всех мероприятий, предусмотренных законом, после завершения формирования конкурсной массы.
Кассационной инстанцией не принимаются доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, поскольку в отношении ОАО "Таврия" процедура банкротства возбуждена в соответствии с Федеральным законом N 6-ФЗ от 08.01.98, ссылки заявителя на нормы ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ являются неправомерными.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства и дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 20.03.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 25-252/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июля 2003 г. N Ф04/3010-789/А46-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании