Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 08 февраля 2006 г. N Ф04-447/2006(19518-А67-40)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Телекомпания ТВ-2" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Томску (отделение N 3) (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 27.07.2005 N 268/3-ЗОВ о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части взыскания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 62 361 руб., пени в сумме 19 609 руб., штрафа в размере 12 474 руб.
Решением от 08.11.2005 Арбитражного суда Томской области требования Общества удовлетворены. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить. Жалоба мотивирована тем, что безвозмездное распространение товаров с рекламной символикой, как и распространение данных товаров на возмездной основе, признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения НДС в общеустановленном порядке.
Судом и материалами дела установлено следующее.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 27.07.2005 N 268/3-30В о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в том числе в виде взыскания штрафа в сумме 12 472 руб. за неуплату НДС, а также предложено уплатить НДС в размере 62361 руб. и пени в размере 19 609 руб., начисленные в порядке статьи 75 НК РФ.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужило неправомерное, по мнению Инспекции, неотражение Обществом в налоговых декларациях за 2002 и 2003 годы по НДС данных относительно безвозмездной реализации товаров, распространяемых в рекламных целях.
Частично не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления НДС (соответствующих штрафа и пени), пришел к выводу, что распространение во время проведения массовых рекламных кампаний товаров (календарей, пакетов, футболок, кружек, вымпелов, наклеек, шаров с рекламной символикой) носит исключительно рекламный характер, в связи с чем в силу определения рекламы, данном в статье 2 Закона Российской Федерации "О рекламе" N 108-ФЗ от 18.07.1998, статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, отсутствует безвозмездность при передаче товаров, и не подлежит исчислению НДС, исходя из стоимости товаров, переданных в рекламных целях.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод суда не основан на нормах налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, с учетом пункта 1 статьи 39 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, объект налогообложения по НДС возникает при передаче права собственности на товары как на возмездной, так и на безвозмездной основе (за исключением случаев, строго определенных налоговым законодательством, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 146 НК РФ).
Следовательно, является обоснованным довод Инспекции, что безвозмездное распространение товаров с рекламной символикой, также как и распространение их на возмездной основе, признается реализацией товаров и является объектом налогообложения по НДС.
То обстоятельство, что целью рекламной акции было формирование определенного потребительского интереса и поддержание имиджа Общества, не является основанием утверждать о возникновении у лиц, получивших товары с рекламной символикой от Общества, каких-либо обязательств по отношению к Обществу.
Таким образом, является не основанным на нормах налогового законодательства вывод суда о том, что уже наличие только одной цели акции, - рекламы налогоплательщика, является доказательством, что передача товаров с символикой налогоплательщика не носила безвозмездный характер, в связи с чем НДС не подлежал начислению.
В то же время неправильный вывод суда не повлек принятия неверного решения по следующим обстоятельствам.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 40 НК РФ. То есть, налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
Как указал суд, из материалов налоговой проверки (акта проверки, решения) следует, что в ходе налоговой проверки ответчик не устанавливал рыночных цен на товары, передаваемые в рекламных целях.
Данный вывод суда основан на материалах дела, и Инспекцией в кассационной жалобе не опровергнут. То есть, доначисление НДС, пени и штрафа в размерах, указанных в обжалуемом акте налогового органа, не доказано Инспекцией в порядке, установленном статьями 64, 65, 68 АПК РФ, статьями 40, 100, 101, 154 НК РФ.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по настоящему делу судебного акта.
Руководствуясь статьей 274, пунктом 1 части 1 статьи 287 статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.11.2005, резолютивная часть которого оглашена 02.11.2005, Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11775/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по передаче права собственности на товары на безвозмездной основе.
Общество привлечено к налоговой ответственности в связи с тем, что не исчислило НДС относительно безвозмездной реализации товаров, распространяемых в рекламных целях.
Суд первой инстанции признал решение налогового органа недействительным в части доначисления НДС и пени, указав, что распространение товаров во время проведения массовых рекламных кампаний носит исключительно рекламный характер, при этом отсутствует безвозмездность при передаче товаров и не подлежит исчислению НДС, исходя из стоимости товаров, переданных в рекламных целях.
При рассмотрении дела по кассационной жалобе налогового органа федеральный арбитражный суд указал, что в целях гл.21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
С учетом п.1 ст.39 и подп.1 п.1 ст.146 НК РФ, объект налогообложения по НДС возникает при передаче права собственности на товары, как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Следовательно, безвозмездное распространение товаров с рекламной символикой, так же как и распространение их на возмездной основе, признается реализацией товаров и является объектом налогообложения по НДС.
Одновременно с этим, в соответствии с требованиями п.2 ст.154 НК РФ, при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст.40 НК РФ. То есть налоговую базу по НДС следует определять исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
Из материалов налоговой проверки (акта проверки, решения) следует, что в ходе налоговой проверки ответчик не устанавливал рыночных цен на товары, передаваемые в рекламных целях.
Таким образом, решение налогового органа о доначислении НДС неправомерно в связи с тем, что в данном случае налоговым органом не установлены рыночные цены на товары, передаваемые в рекламных целях для исчисления неуплаченного НДС.
На основании вышеизложенного федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2006 г. N Ф04-447/2006(19518-А67-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании