Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 февраля 2006 г. N Ф04-274/2006(19566-А70-6)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Иртыш-Трейд" (далее - ЗАО "Иртыш-Трейд") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Тюменской области, г.Тобольск, (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 536/190-162 от 08.06.2005 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и требований N N 5983, 2061 от 15.06.2005.
В порядке установленном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ЗАО "Иртыш-Трейд" на правопреемника - ОАО "ТНК-ВР Холдинг".
Решением арбитражного суда от 12.10.2005 заявленное требование удовлетворено, решение налогового органа N 536/190-162 от 08.06.2005 и требования от 15.06.2005 N N 5983 и 2061 признаны недействительными.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Иртыш-Трейд", указывая на правомерность решения о привлечении ЗАО "Иртыш-Трейд" к налоговой ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ТНК-ВР Холдинг" просит оставить без изменения решение суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ЗАО "Иртыш-Трейд" по акцизам на нефтепродукты за сентябрь 2004 года, в ходе которой установлена неуплата (неполная уплата) заявителем акциза на дизельное топливо в сумме 51 067 453 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение от 08.06.2005 N 536/190-162 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 10 213 490,60 руб., а также предложено уплатить неуплаченную (не полностью уплаченную) сумму акциза на дизельное топливо в сумме 51 067 453 руб. и пени в размере 3 983 261,33 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, ЗАО "Иртыш-Трейд" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ЗАО "Иртыш-Трейд", принял законное и обоснованное решение.
Решение налогового органа мотивировано тем, что налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие экспорт дизельного топлива в объеме 12,426 тонны.
Так, в представленной декларации по акцизам на дизельное топливо за сентябрь 2004 года ЗАО "Иртыш-Трейд" заявлена реализация дизельного топлива на экспорт в количестве 88 280,994 тонны. Документы, подтверждающие факт вывоза дизельного топлива, представлены на 88 268,568 тонны.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Иртыш-Трейд" (Комитент) и ОАО "ТНК" (Комиссионер) заключен договор комиссии от 22.03.2004 N ТНК-0164/04, в соответствии с которым комитент поручает комиссионеру реализовывать на экспорт нефтепродукты.
Из отчета комиссионера от 28.02.2004 N 09/2004 по договору комиссии от 22.03.2004 N ТНК-0164/04, а также Приложения N 1 к данному отчету следует, что ЗАО "Иртыш-Трейд" передало комиссионеру для реализации на экспорт дизельное топливо в объеме 88 280,994 тонны.
Арбитражным судом установлено и следует из Приложения N 1 к отчету комиссионера за сентябрь 2004 года по названному договору комиссии, что 12,426 тонны дизельного топлива являются нормативными потерями при транспортировке указанного товара на экспорт.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 4.2 Приказа МНС Российской Федерации от 18.12.2000 N БГ-3- 03/440, которым утверждены Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары), с 01.01.2003 объект налогообложения акцизом возникает у лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не при их реализации, а при их получении (оприходовании).
Поскольку в собственности ЗАО "Иртыш-Трейд" находились нефтепродукты, которые в дальнейшем были помещены под таможенный режим экспорта, в объеме 88 280,994 тонны, заявленном в налоговой декларации по акцизам, следовательно, как обоснованно указал арбитражный суд, не подлежащими обложению акцизом в соответствии со статьей 183 Налогового кодекса Российской Федерации также являются нефтепродукты в указанном объеме с учетом 12,426 тонны.
Доводы налогового органа о том, что ЗАО "Иртыш-Трейд" неправомерно включило нефтепродукты, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации в сентябре и октябре 2004 года, в декларацию по акцизу за нефтепродукты за сентябрь 2004 года, несостоятельны.
В соответствии с положениями статей 182-184, 198 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям, предусмотренным подпунктами 2 - 4 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии, а также документов, указанных в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, - в течение 180 дней с даты реализации нефтепродуктов на экспорт.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО "Иртыш-Трейд" в пределах установленного законодательством срока представило в налоговый орган необходимые документы для освобождения от уплаты акциза согласно сопроводительного письма от 25.11.2004 N ЕС-283. Данный факт налоговый орган не оспаривает.
Ссылка налогового органа о применении пункта 5 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации не принимается во внимание, поскольку в данном случае указанная норма права не применима.
С учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что ЗАО "Иртыш-Трейд" подтвердило вывоз за пределы Российской Федерации в режиме экспорта дизельного топлива в количестве 9094,87 тонн.
Факт экспорта подакцизных нефтепродуктов по ГТД N 10317050/071204/0003597 ЗАО "Иртыш-Трейд" подтвержден поручением N 1 от 21.10.2004 с указанием места, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации - "MERSIN, TURKEY FOR ORDERS", по ГТД N 10317050/241104/0003485 поручении на отгрузку N 288/3 от 06.10.2004 и коносаментом N 3 от 08.10.2004 с указанием места, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации - "HARAMIDERE TURKEY", по ГТД N 10317050/241104/0003486 поручением на отгрузку N 288/4 от 06.10.2004 и коносаментом N 4 от 08.10.2004 с указанием места, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации - "HARAMIDERE TURKEY".
Товаросопроводительными (транспортными) документами подтверждено, что танкеры "LEON B" и "ВURСЕ С" с дизельным топливом по указанным выше ГТД, следовали направлением "HARAMIDERE TURKEY" и "MERSIN" (Турция), то есть за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Арбитражный суд исследовал договор комиссии, экспортный контракт, ГТД с отметками таможенный органов, выписки банка о поступлении денежных средств на счета комиссионера, поручения на отгрузку с отметками Новороссийской таможни и коносаменты на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, и правомерно пришел к выводу, что подакцизный товар (дизельное топливо) вывезен в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд правомерно исходил из того, что ЗАО "Иртыш-Трейд" были представлены в налоговый орган все необходимые документы, указанные в пункте 7 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения вывоза за пределы Российской Федерации в режиме экспорта дизельного топлива в количестве 9094,87 тонн.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2005 по делу N А70-6183/8-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ не подлежат налогообложению акцизом операции, являющиеся объектами налогообложения акцизом, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта.
Общество передало комиссионеру нефтепродукты для реализации на экспорт.
Налоговый орган полагает, что общество неправомерно не уплатило сумму акцизов с нормативных потерь комиссионера при транспортировке нефтепродуктов на экспорт.
Общество не согласилось с указанным решением и обжаловало его в арбитражный суд. Суд первой инстанции признал решение налогового органа неправомерным.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд указал на то, что согласно подп.3 п.1 ст.182 НК РФ и п.4.2 Приказа МНС РФ от 18.12.2000 г. N БГ-3-03/440, которым утверждены Методические рекомендации по применению гл.22 "Акцизы" НК РФ, с 1 января 2003 г. объект налогообложения акцизом возникает у лица, совершающего операции с нефтепродуктами, не при их реализации, а при их получении (оприходовании).
Таким образом, общество правомерно указало в декларации не подлежащими обложению акцизом нормативные потери при транспортировке нефтепродуктов за территорию РФ, поскольку комиссионер получил указанные нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, в полном объеме.
Исходя из вышесказанного, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа и оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2006 г. N Ф04-274/2006(19566-А70-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании