Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 февраля 2006 г. N Ф04-7404/2005(18032-А67-27)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее по тексту Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Томсктрансстрой" (далее по тексту Общество) налоговых санкций в размере 63 200 рублей на основании решения N 3/3-ЗОВ от 11.01.2005 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
Определение от 13.07.2005 заявление Инспекции оставлено без рассмотрения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить определение от 13.07.2005 по основанию неправильного применения судом норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом, при вынесении судебного акта, норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, находит ее подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес Общества направлено требование N 28-33/106 от 30.11.2004 о предоставлении документов для проведения выездной налоговой проверки.
В установленный срок документы организация не представила, о чем налоговый орган составил акт выездной налоговой проверки N 72/3-ЗОВ от 15.12.2004.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение N 3/3-ЗОВ от 11.01.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Налоговый орган направил Обществу требование N 15 от 19.01.2005 об уплате налоговых санкций в срок до 24.01.2005 года. Требование организация не исполнила, что послужило основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.
Оставляя без рассмотрения заявление налогового органа, арбитражный суд исходил из того, что Общество решением от 06.05.2005 признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Следовательно, требования Инспекции подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является ошибочным исходя из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим и реестродержателем на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено данным пунктом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика только в судебном порядке. Суммы санкций включаются в реестр требований кредиторов должника на основании решений арбитражного суда о взыскании санкций.
Следовательно, судебным актом, устанавливающим состав и размер налоговых санкций, является решение арбитражного суда о взыскании сумм налоговых санкций, что соответствует позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 4 постановления от 15.12.2004 N 29 в котором определено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства, удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Томской области от 06.05.2005 по делу N А67-1077/04 Общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, а заявление налогового органа о взыскании налоговых санкций поступило в суд 02.06.2005, то арбитражный суд обязан был рассмотреть заявление налогового органа по существу.
Таким образом, неправильное истолкование судом первой инстанции норм материального и процессуального права привело к принятию неправильного решения об оставлении без рассмотрения заявления налогового органа о взыскании с Общества налоговых санкций, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо рассмотреть спор по существу в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса РФ и распределить судебные расходы, в том числе и за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 13.07.2005 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6935/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2006 г. N Ф04-7404/2005(18032-А67-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании