Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 марта 2006 г. N Ф04-1282/2006(20721-А67-2)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Сибкабель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным акта выездной налоговой проверки от 29.04.2005 N 228/3-30в, утвержденного 05.05.2005 исполняющим обязанность заместителя руководителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску, в части начисления пеней за неуплату единого социального налога в размере 31982, 7 руб. (с учетом изменения предмета требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.10.2005, изготовленному в полном объеме 09.11.2005, требование удовлетворено, оспариваемый акт налоговой проверки признан недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм законодательства о налогах и сборах, регулирующих начисление пеней.
В отзыве на жалобу заявитель отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки деятельности закрытого акционерного общества "Сибкабель" за период с 01.01.2002 по 31.12.2003 выявлены налоговые правонарушения, о чем налоговым органом составлен акт от 29.04.2005 N 228/3-30в.
Акт выездной налоговой проверки утвержден 05.05.2005 исполняющим обязанность заместителя руководителя инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Томску.
Как указано в акте проверки налоговым органом начислены пени в размере 31982, 7 руб. за несвоевременную уплату единого социального налога, исчисляемого в федеральный бюджет, в результате превышения суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Признавая незаконным оспариваемый акт налогового органа, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
То есть, несвоевременно или не полностью уплачивая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, организация тем самым формирует недоимку в федеральный бюджет в сумме недоплаченных страховых взносов. На сумму этой недоимки возможно начисление пени.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате до 5 мая, до 5 августа, до 5 ноября, до 5 февраля соответствующего года.
Принимая во внимание изложенное, а также, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является первичной по отношению к порядку исчисления и уплаты единого социального налога, превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период и начисление пеней возможно с вышеуказанной даты, а именно за 1 квартал после 5 мая, за 2 квартал - после 5 августа, за 3 квартал - после 5 ноября и за год - после 5 февраля соответствующего года.
Как отражено в акте проверки, сумма налогового вычета, примененного обществом в проверяемый период, не превышает сумму фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом суд на основании карточки лицевого счета налогоплательщика также установил, что платежи, поступавшие от общества после 20 числа, следующего за отчетными периодами, не учитывались в оплату за соответствующий период, как не учитывалась и сумма переплаты по итогам уплаты ежемесячных авансовых платежей.
Данный довод налоговым органом не опровергнут.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод арбитражного суда о признании незаконным оспариваемого акта налогового органа, утвержденного исполняющим обязанности заместителя руководителя налогового органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 14.10.2005 по делу N А67-7706/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2006 г. N Ф04-1282/2006(20721-А67-2)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании