Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2258/2006(21497-А03-27)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Деловая компания" (далее по тексту - Общество) о взыскании налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 в размере 180909 руб. и по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в размере 800 руб..
Решением от 30.12.2005 Арбитражного суда Алтайского края, заявленные требования удовлетворены частично.
С Общества взысканы налоговые санкции по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 800 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Решение в части удовлетворения требования о взыскании налоговой санкции в сумме 800 руб. основано на выводе суда о наличии в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Отказывая во взыскании с Общества налоговой санкции в сумме 180909 руб., суд указал, что Инспекцией не представлено доказательств в результате каких неправомерных действий (бездействия) произошла неуплата налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Общество, в нарушение пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания Общество не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения для отмены обжалуемого решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что входе проведения камеральной налоговой проверки по представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года, Инспекция требованием N 09-44/42 от 31.01.2005 предложила Обществу предоставить в пятидневный срок со дня получения указанного требования документы в количестве 16 штук, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
Не исполнения налогоплательщиком указанного требования, послужило для Инспекции основанием вынесения решения N 1126 от 13.04.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 800 руб.
Требование N 1043 от 22.04.2005 о добровольной уплате налоговой санкции в срок до 22.05.2005 Обществом не исполнено.
Кроме этого, Инспекцией по результатам этой же камеральной налоговой проверки принято решение N 1122 от 13.04.2005 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания налоговой санкции в размере 180909 руб.
Требование N 972 от 20.04.2005 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке Обществом так же не исполнено.
Неисполнение указанных требований послужили основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда от 30.12.2005. исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, услуг, работ. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки, установленные настоящим Кодексом.
При проведении камеральной проверки налоговый орган в силу статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть ему предоставлено право истребовать у налогоплательщика соответствующие документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в рамках проверяемого периода.
Согласно пункту 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания диспозиции пункта 1 статьи 122 НК РФ ответственность налогоплательщика наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено, что в основу решения налогового органа от 13.04.2005 N 1122 положен вывод о неправомерном предъявлении Обществом налогового вычета. Данный вывод основан только на непредставлении налогоплательщиком запрошенных документов, при этом счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, Инспекцией не исследовались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неисполнении Обществом обязанности по уплате и неполной уплате налога и тем самым совершения налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доказательств вины налогоплательщика в решении N 1122 от 13.04.2005 Инспекцией не приведено и суду не представлено.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции считает, что вывод суда об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, соответствует фактическим обстоятельства дела и основан на правильном применении норм материального права, а доводы Инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, являются несостоятельными.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.12.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19991/05-34 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2258/2006(21497-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании