Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2259/2006(21500-А03-27)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее по тексту - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением I обществу с ограниченной ответственностью "Протеке" (далее по тексту - общество) с взыскании налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в размере176673,6 руб и на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в размере 800 руб.
Арбитражный суд решением от 30.12.2005 взыскал с общества на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ налоговые санкции в размере 800 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Решение в части удовлетворения требования о взыскании налоговой санкции в сумме 800 руб. основано на выводе суда о наличии в действиях общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Отказывая во взыскании с общества налоговой санкции в сумме 176673,6 руб., суд указал, что инспекцией не представлено доказательств в результате каких неправомерных действий (бездействия) произошла неуплата налога на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
По мнению инспекции, общество не подтвердило правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания общество не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела следует, что инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки по представленной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2004 года, обществу направлено требование N 09-44/76 от 10.02.2005 о предоставлении документов в количестве 16 штук, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.
Не исполнение налогоплательщиком указанного требования, послужило для инспекции основанием вынесения решения N 1140 от 14.04.2005 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 800 руб. за не предоставление в установленный срок запрашиваемых документов.
Требованием от 22.04.2005 N 1003 инспекция предложила обществу оплатить в срок до 22.05.2005 сумму налоговой санкции в добровольном порядке, которое исполнено не было.
Кроме этого, инспекцией по результатам этой же камеральной налоговой проверки вынесено решение N 1139 от 14.04.2005 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренную пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания налоговой санкции в размере 176673,6 руб.
Требование об уплате налоговой санкции N 990 от 22.04.2005 налогоплательщиком в добровольном порядке, так же осталось, неисполненным.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда от 30.12.2005, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, услуг, работ. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Пункты 1 и 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации наделают налоговые органы правом истребовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; проводить налоговые проверки, установленные настоящим Кодексом.
При проведении камеральной проверки, налоговый орган в силу статей 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть ему предоставлено право истребовать у налогоплательщика соответствующие документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в рамках проверяемого периода.
Согласно пункту 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из содержания диспозиции пункта 1 статьи 122 НК Российской Федерации следует, что ответственность налогоплательщика наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Судом установлено, что в основу решения налогового органа N 1139 от 14.04.2005 положен вывод о неправомерном предъявлении обществом налогового вычета. Данный вывод основан только на непредставлении налогоплательщиком запрошенных документов, при этом счета-фактуры и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога, инспекцией не исследовались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о неисполнении обществом обязанности по уплате и неполной уплате налога и тем самым совершения налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доказательств вины налогоплательщика в решении N 1139 от 14.04.2005 инспекцией не приведено и суду не представлено.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции считает, что, принимая решение, суд определил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и правильно применил нормы материального и процессуального права и не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.12.2005 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-19992/05-34 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2259/2006(21500-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании