Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2283/2006(21600-А75-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Хантымансийскнефтегазгеология" (далее - ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлениями к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе (далее - управление) о признании незаконными и отмене постановлений от 10.11.2005 N 711-05/030 N 711-05/038 N 711-05/045 N 711-05/054 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 руб., примененного на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением арбитражного суда от 09.12.2005 требования заявителя объединены в одно производство.
Решением суда первой инстанции от 16.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.2006, заявление ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" удовлетворено, оспариваемые ненормативные акты административного органа признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебный акт апелляционной инстанции.
Управление считает, что ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку несвоевременно представило в банк ПС документы, подтверждающие выполнение работ, услуг по внешнеэкономической сделке, а также соответствующие справки о подтверждающих документах.
По мнению административного органа, апелляционной инстанцией сделал ошибочный вывод о том, что акты приемки выполненных работ, оказанных услуг не относятся к формам учета по валютным операциям.
Кроме того, управление полагает, что письма иностранной компании не являются достоверными доказательствами, свидетельствующими об отсутствии у ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" возможности своевременно представить в банк ПС документы, предусмотренные пунктом 2.2. Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанной с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" отклонил доводы кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ответчика и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением в ходе проведения проверки соблюдения ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" валютного законодательства составлен акт от 13.10.2005.
20.10.2005 управлением составлены протоколы об административных правонарушениях, на основании которых вынесены постановления от 10.11.2005 N 711-05/030 N 711-05/038 N 711-05/045 N 711-05/054 о привлечении ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Основанием для принятия указанных постановлений послужил вывод административного органа о нарушении ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" сроков представления справок о подтверждающих документах и актов приемки услуг по представлению персонала по внешнеэкономической сделке.
Из пункта 6 статьи 15.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Удовлетворяя заявленные требования ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология", судебные инстанции исходили из того, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации, являясь органом валютного регулирования в Российской Федерации, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 этого же Федерального закона установлено, что резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с главой 2 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения N 258-П, подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
Нарушение указанных норм влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 Кодекса.
Между тем арбитражный суд пришел к выводу, что непредставление в установленные сроки актов приемки услуг по предоставлению персонала не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данные документы не являются формой учета и отчетности, а относятся к документам, подтверждающим сведения, внесенные резидентом в представляемую по установленным формам отчетность.
Названный вывод арбитражного суда не соответствует материалам дела и противоречит пункту 2.2 Положения N 258-П, предусматривающему обязанность резидентов представлять в банк ПС подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
Вместе с тем указанный вывод не повлиял на принятие правильного решения.
Из пункта 2.4 Положения N 258-П следует, что резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Исследовав материалы дела, обе судебные инстанции установили, что в соответствии с соглашениями на оказание услуг, заключенными ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" с иностранными компаниями, обязанность по составлению и выставлению актов приемки выполненных работ и счетов на оплату возложена на нерезидента.
Кассационная инстанция отклоняет доводы управления о том, что своевременность предоставления в банк акта услуг по предоставлению персонала следует устанавливать исходя из даты составления данного акта.
Поскольку в рассматриваемых правоотношениях иностранная компания представила ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология" подписанные акты услуг по предоставлению персонала, согласно сопроводительным письмам, 04.05.2005 и 12.05.2005, а справка, акты и подтверждающие документы представлены в банк 16.05.2005, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 09 02.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-11773/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2006 г. N Ф04-2283/2006(21600-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании