Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 апреля 2006 г. N Ф04-743/2006(19916-А81-26)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Тюментрансгаз" (далее - ООО "Тюментрансгаз"), город Югорск, обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по взысканию задолженности по пеням по налогу на имущество в сумме 95 822 рублей путем направления инкассового поручения N 1804 от 28.03.2005, Решением от 07.09.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 30.11.2005 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия налогового органа по взысканию с общества задолженности по пеням по налогу на имущество в сумме 95 822 рублей в бесспорном порядке путем направления инкассового поручения N 1804 от 28.03.2005, как несоответствующие статьям 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые судебные акты отменить, в иске ООО "Тюментрансгаз" отказать.
Полагает, что в данном случае действия налогового органа по бесспорному взысканию задолженности по пени соответствуют закону, так как пеня правомерно начислена на неуплаченную в установленный срок сумму налога и соответствует обязанности налогоплательщика ее уплатить. Следовательно, формальные нарушения порядка бесспорного взыскания задолженности не являются безусловным основанием для признания действий налогового органа незаконными.
Отмечает, что истечение сроков давности на взыскание налоговыми органами недоимки и задолженности по пеням в принудительном порядке, предусмотренного статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не освобождает налогоплательщика от исполнения конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. Оно не может служить основанием для прекращения данной обязанности в соответствии с пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает сроков давности по уплате недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням.
Считает, что поскольку срок уплаты пени законом не установлен, трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть применен. Этот срок (в разумных пределах) определяет налоговая инспекция, которая предлагает налогоплательщику уплатить пени в добровольном порядке.
Кроме того, заявление о признании незаконными действий налогового органа по взысканию задолженности по пени, можно расценить как попытку уклонения от обязанностей налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тюментрансгаз" просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Заявителем не оспариваются доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, о том, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обществом авансовые платежи по налогу на имущество за 1 квартал 2004 года в размере 38 328 800 руб. уплачены 5.05.2004, что подтверждено платежным поручением N 004837 от 5.05.2004.
Анализируя положения статей 31, 70 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, общество указывает на то, что срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении пени начинает исчисляться с момента уплаты сумм налога. Поскольку конкретный срок для уплаты пени по налогу в Налоговом кодексе Российской Федерации не установлен, положения статьи 70 Кодекса распространяют свое действие на случаи предъявления налоговыми органами требований об уплате пени по налогам. В связи с чем, налоговый орган в данном случае не имел права расширять свои полномочия, определять срок уплаты пени по налогу самостоятельно.
Обществом налог на имущество, в связи с задержкой уплаты которого была начислена на лицевом счете выше указанная пеня, уплачен 5.05.2004. Требование N 24431 налоговым органом должно было быть предъявлено не позднее 06.08.2004. Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Общество считает, что налоговый орган должен был направить решение N 1904 в адрес общества не позднее 06.10.2004. Поскольку решение N 1904 принято после истечения указанного срока, оно в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Названное нарушение не является формальным, поскольку законодательство о налогах и сборах российской Федерации предусматривает, что в случае пропуска срока для принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах в банке, взыскание с налогоплательщика соответствующих сумм возможно только в судебном, а не в бесспорном порядке.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения.
Материалами дела установлено, что 09.11.2004 налоговым органом в адрес ООО "Тюментрансгаз" направлено требование N 24431 об уплате пени по налогу на имущество в размере 95 822 рублей в срок до 25.11.2004.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования в установленный срок, налоговым органом 16.12.2004 принято решение N 1904 о взыскании пени в размере 95 822 рублей за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
28.03.2005 к расчетному счету ООО "Тюментрансгаз", открытому в филиале АБ "Газпромбанк" (ЗАО) в городе Югорске, выставлено инкассовое поручение N 1804 на бесспорное списание денежных средств в размере 95 822 рублей в счет уплаты пени по налогу на имущество.
Считая действия налогового органа по бесспорному взысканию пеней незаконными, ООО "Тюментрансгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.11.2003 N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций", авансовые платежи по налогу на имущество по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для подачи налоговых расчетов по авансовым платежам за соответствующий отчетный период по данному налогу.
Исходя из положений пункта 3 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации, срок представления расчета по авансовым платежам по налогу на имущество - не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, то есть, сроком уплаты авансовых платежей по налогу на имущество за 1 квартал 2004 года является срок до 30.04.2004.
Обществом авансовые платежи по данному налогу за 1 квартал 2004 года уплачены 5.05.2004 в размере 38 328 800 руб., то есть с нарушением установленного законом срока. Налоговым органом правомерно начислены заявителю пени за несвоевременную уплату налога.
В судебном заседании было установлено, что требование и инкассовые распоряжения о взыскании суммы недоимки по данному налогу за 1 квартал 2004 года, на которые начислены соответствующие пени, налоговым органом не направлялись.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Суд пришел к выводу, что требование N 24431 об уплате пени в размере 95 822 руб. выставлено налогоплательщику 09.11.2004, то есть с нарушением установленного срока.
В нарушение статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование не содержало сведений о периоде начисления пени, сумме задолженности по налогам, на которую начислены пени и сроках ее уплаты. Это лишало налогоплательщика возможности проверить правильность начисления пени, исходя из периода просрочки и сумм задолженности.
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Положения настоящей статьи применяются так же при взыскании сбора.
Решение N 1904 о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке налоговый орган вынес 16.12.2004, вправе был принять 21.10.2004, то есть, так же с пропуском установленного законом 60-дневного срока.
Судами указано, что в данном случае налоговый орган лишен права на бесспорное списание пени, взыскивать пени можно было только в судебном порядке.
Кассационная инстанция считает данный вывод правомерным, применение судами норм материального и процессуального права правильным.
В связи с чем, кассационная жалоба налогового органа, которая сведена к переоценке выводов судов по существу спора, оставлена без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.09.2005 и постановление от 30.11.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-2417/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2006 г. N Ф04-743/2006(19916-А81-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании