Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 июня 2006 г. N Ф04-3342/2006(23273-А81-3)
(извлечение)
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) (далее - Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган), при участии третьего лица - государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямальскому району (далее - ГУ ОПФ РФ по Ямальскому району) о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 143 921 руб.. и взыскании процентов за нарушение сроков возврата страховых взносов в размере 17 770,83 руб.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2006, заявленные СбербанкОхМ требования удовлетворены частично, налоговый орган обязали возместить излишне уплаченные страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 143 921 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в части обязания возместить излишне уплаченные страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в сумме 143 921 руб. в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Сбербанка в обжалуемой части. Считает, что зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов отнесены к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в результате опечатки в указании кода бюджетной классификации (далее - КБК) по платежному поручению N 2418 от 01.06.2004 были ошибочно перечислены в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу денежные средства в сумме 143 921 руб. на КБК 1010611 с назначением платежа "Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии за май 2004 года". Однако Сбербанк не является плательщиком по данному КБК (по КБК 1010611 плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены КФХ), а является плательщиком по КБК 1010610 -для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
При обращении в налоговый орган с заявлением о возвращении переплаты, Сбербанку было отказано.
Не согласившись с отказом в возвращении переплаты, Сбербанк обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив частично заявленные Сбербанком требования, принял законное и обоснованное решение.
Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в абзаце первом этой же статьи.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Следовательно, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии у Сбербанка переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 143 921 руб. Данный факт не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно возложил обязанность по возврату страховых взносов именно на налоговый орган.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287. статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил: решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2006 по делу N А81-2739/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2006 г. N Ф04-3342/2006(23273-А81-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании