Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 мая 2006 г. N Ф04-1535/2006(22200-А70-31)(21735-А70-31)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Иртыш-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - Инспекция) от 20.07.2005 N 59 и требования об уплате пени от 22.07.2005 N 6841.
Определением суда от 06.10.2005, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с реорганизацией закрытого акционерного общества "Иртыш-Трейд" суд первой инстанции произвел замену заявителя на его правопреемника - открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее Общество). К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, в которой заявитель в настоящее время состоит на налоговом учете.
Решением арбитражного суда от 28.10.2005 заявленные требования удовлетворены, решение Инспекции от 20.07.2005 N 59 и требование об уплате налога от 22.07.2005 N 6841 признаны несоответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительными в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС N 7 по Тюменской области, считая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению Инспекции, по состоянию на 20.04.2005 (дата представления декларации и документов) истек 180-дневный срок, установленный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для представления в налоговый орган полного пакета документов, указанных в названной статье, по временной ГТД по товарам, выпущенным в режиме экспорта в сентябре 2004 года.
В кассационной жалобе Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласна с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, считает судебные акты вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. При этом заявитель жалобы полагает, что оформление товара в режиме экспорта, согласно данным временных ГТД осуществлено в сентябре 2004 года, и на дату фактического представления налоговой декларации - 20.04.2005 истек 180-дневный срок представления полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, по временным ГТД, выпущенным в режиме экспорта в сентябре 2004 года; считает, что обжалуемые решение и требование вынесены налоговым органом в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации; в нарушение части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третье лицо было лишено возможности представить пояснения по существу спора в силу отсутствия необходимых документов; полагает, что установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства об отсутствии в ходатайстве об отложении дела подписи уполномоченного представителя налогового органа и о поступлении ходатайства в суд после вынесения решения по существу противоречат имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационные жалобы Общество, опровергая доводы налоговых органов, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговых органов и Общества поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на них.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, отзывов на них, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2005 года, представленной ЗАО "Иртыш-Трейд", по результатам которой 20.07.2005 налоговым органом вынесено решение N 59 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности. Данным решением заявителю предложено уплатить пени по НДС в размере 27 413 руб.
Инспекцией в адрес Общества было направлено требование N 6841 по состоянию на 22.07.2005 об уплате пени в размере 27 413 руб. со сроком исполнения до 07.08.2005.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то, что, по мнению налогового органа, налогоплательщик нарушил срок представления полного пакета документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество, не согласившись с решением налогового органа и выставленным на основании него требованием, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационных жалоб, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорт при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы (их копии), указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в соответствии с указанной нормой 20.04.2005 одновременно с отдельной налоговой декларацией по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2005 года представило в Инспекцию по реестрам документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, то есть с соблюдением срока, установленного статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, отдельная налоговая декларация, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, должны быть представлены налогоплательщиком за гот месяц, в котором был собран полный пакет документов, а налоговая база определяется на последний день месяца.
Поскольку таможенное оформление товара в режиме экспорта, согласно таможенной декларации, осуществлено заявителем в сентябре 2004 года, говар был вывезен 24 октября 2004 года, то в данном случае таким месяцем, как правильно определил суд первой инстанции, является март 2005 года.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующею за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса, го есть в данном случае не позднее 20.04.2005.
Действующее налоговое законодательство не предусматривает срока представления отдельной декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 19.10.2004 N 5806/04.
Факт представления Обществом налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов 20.04 2005 отражен в решении налогового органа от 20.07.2005.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что декларация за март 2005 года подана Обществом с соблюдением требований налогового законодательства, и срок, установленный для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налогоплательщиком не пропущен.
Относительно доводов третьего лица о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права.
Из материалов дела видно, что третье лицо было извещено о месте и времени судебного заседания, отложенного на 25.10.2005, надлежащим образом.
Сам факт отсутствия представителей третьего лица при рассмотрении дела, как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, не привел к принятию неправильного решения.
Ходатайство третьего лица об отложении рассмотрения дела, поступившее в Арбитражный суд Тюменской области по факсимильной связи 24.10.2005 (входящий номер 25582) было оставлено судом первой инстанции без удовлетворения в связи с отсутствием возражений со стороны представителей Межрайонной ИФНС России N 7 по Тюменской области для рассмотрения дела по существу в данном судебном заседании, а также истечением установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации сроков рассмотрения дела.
При этом следует учесть, что суд первой инстанции не имел законных оснований для рассмотрения ходатайства третьего лица об отложении дела, поскольку соответствующее ходатайство, как поступившее по факсимильной связи, так и по почте 09.11.2005 (входящий номер 27356), то есть после вынесения арбитражным судом решения по существу, не было подписано представителем налогового органа по доверенности Епишкиной О. А.
Доводы кассационной жалобы Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о нарушении судебными инстанциями норм процессуального права суд кассационной инстанции считает несостоятельными, так как они уже были исследованы судебными инстанциями и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, применил нормы права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет. При таких обстоятельствах у кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.01.2006 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-9346/25-2005 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. N Ф04-1535/2006(22200-А70-31)(21735-А70-31)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании