Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 мая 2006 г. N Ф04-2723/2006(22495-А45-23)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Компания Сибирь-Развитие" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирскому управлению Федеральной антимонопольной службы России (далее - Управление) о признании решения от 16.12.2004 N 44 незаконным.
Обществом требование уточнено, судом рассмотрено заявление о признании незаконным решения Управления от 16.12.2004 N 44 в части прекращения производства по делу.
Муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска "Горводоканал" (далее - Предприятие) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Заявленное требование мотивировано неустранением в целом Предприятием нарушений пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), выразившихся в понуждении Общества в долевом финансировании развития систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска.
Решением суда от 03.10.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.012006, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд обеих инстанций установил, что долевое финансирование систем водоснабжения предусмотрено Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), а также Постановлением мэрии г. Новосибирска "Об утверждении Порядка долевого участия заказчика и (или) абонента в финансировании развития систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска от 27.12.2002 N 2886 (далее - Порядок).
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Общество считает, что судом обеих инстанций не учтен тот факт, что выдача Обществу технических условий (далее - ТУ), согласно пункту 19 Правил, свидетельствует о наличии технической возможности присоединения объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации. Следовательно, привлечение Общества к долевому участию финансирования систем водоснабжения, неправомерно.
Общество считает, что суд неправомерно в качестве доказательств о состоянии систем водоснабжения в целом по городу в настоящее время руководствовался заключением экспертов от 2000 года.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления и Предприятия отклонили доводы кассационной жалобы и просили оставить судебные акты без изменения.
Управлением и Предприятием представлены отзывы на кассационную жалобу.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Управление с заявлением о необоснованном включении Предприятием в ТУ (их продление) на подключение жилых домов 43, 53, 60, 61 квартала "Б" и квартала "Д" Городского жилмассива, а также 18, 19 по ул. Железнодорожной требований строительства объектов водоснабжения и канализации, не относящихся к строящимся Обществом домам, а также долевого участия в финансировании развития систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска.
Пунктом 1 решения от 16.12.2004 N 44 Управление признало Предприятие нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона о конкуренции в части необоснованного требования строительства объектов водоснабжения и канализации, не относящихся к строящимся Обществом домам 43, 53, 60, 61 квартала "Б", квартала "Д" Городского жилмассива и 18, 19 по ул. Железнодорожной.
Пунктом 2 решения Управление прекратило дело в отношении Предприятия в связи с устранением Предприятием нарушений, указанных в пункте 1 данного решения.
Не согласившись с выводами Управления о правомерном привлечении к долевому финансированию систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска, Общество в данной части решение обжаловало в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой и апелляционной инстанций о правомерном привлечении Общества к долевому финансированию систем водоснабжения и канализации города, отсутствии нарушений требований антимонопольного законодательства исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Пользование системами коммунального водоснабжения и канализации осуществляется согласно Правилам. Согласно абзацу 7 пункта 89 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право отказать в выдаче ТУ на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации в случае отсутствия технической возможности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации.
В целях технически правильной эксплуатации систем водоснабжения и канализации при проведении единой технической политики в городском водоснабжении и водоотведении, удовлетворения нужд абонентов и (или) заказчиков различных форм собственности в воде питьевого качества, коммунального водоснабжения и канализации города, в соответствии с Правилами постановлением мэрии г. Новосибирска от 27.12.2002 N 2886 утвержден Порядок долевого участия заказчика и (или) абонента в финансировании развития систем водоснабжения и канализации г. Новосибирска.
Согласно пункту 3 Порядка при отсутствии технической возможности присоединения объектов к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации Предприятие имеет право отказать в выдаче ТУ и заключения на присоединение объектов.
В качестве доказательств отсутствия технической возможности присоединения объектов Общества к системам коммунального водоснабжения и канализации суд первой и апелляционной инстанций принял заключение независимой комиссии, созданной распоряжением мэра г. Новосибирска от 06.05.2000 N 1760-р. Согласно указанному заключению технические возможности систем водоснабжения и водоотведения города по состоянию на 15.06.2000 полностью исчерпаны и не могут обеспечить развитие города не только на перспективу, но и на ближайшие 2-3 года без принятия кардинальных мер.
В качестве дополнительного подтверждения отсутствия технической возможности подключения объектов Общества к действующей системе коммунального водоснабжения судом были исследованы и приняты в качестве доказательств диаграммы давления в сети водоснабжения, питающие данные объекты. Согласно представленным диаграммам, гидравлическое давление ниже установленной нормы.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, суд установил отсутствие технической возможности для подключения жилых домов 43, 53, 60, 61 квартала "Б" и квартала "Д" Городского жилмассива, домов 18, 19 по улице Железнодорожной к системе водоснабжения и канализации.
Доводы Общества о том, что заключение экспертной комиссии датировано 2000 годом, а также заявление о том, что выдача ТУ подтверждает наличие технической возможности на подключение объектов к общей системе водоснабжения и канализации несостоятельны.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций на основании представленных в материалы дела доказательств, в настоящее время отсутствует техническая возможность подключения строящихся Обществом домов к действующим системам водоснабжения и канализации города.
При таких обстоятельствах включение Предприятием условий о долевом участии в финансировании развития систем водоснабжения и канализации в ТУ, предусмотрено действующим законодательством, подтверждено техническим состоянием системы, следовательно, не является нарушением требований пункта 1 статьи 5 Закона о конкуренции в части запрещения действий хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного вида услуг, ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.10.2005 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-2286/05-9/55 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирь- Развитие" 2000 (две тысячи) рублей излишне оплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2006 г. N Ф04-2723/2006(22495-А45-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании