Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июля 2006 г. N Ф04-4238/2006(24327-А03-35)
(извлечение)
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Пролетарский", с. Сараса, (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю, г. Белокуриха, (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 18.04.2005 N РА-11-031 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 37 994 рублей, доначисления земельного налога в сумме 189 972 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 27115 рублей, а также пени за несвоевременную уплату налога с продаж за январь - март 2002 года в сумме 3 041,23 рублей.
Решением арбитражного суда от 03.10.2005 (текст решения в полном объеме изготовлен 31.10.2005) удовлетворены требования кооператива о признании недействительным решения от 18.04.2005 N РА-11-031 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4 354,40 рублей, доначисления земельного налога в сумме 21 772 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1 037,51 рублей по земельному участку, расположенному в с. Пролетарка.
Арбитражный суд исходил из того, что земельный участок, расположенный в с. Пролетарка, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2006 решение арбитражного суда отменено в части отказа заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 18.04.2005 N РА-11-031 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 33 639,60 рублей, доначисления земельного налога в сумме 168 200 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 26 077,49 рублей и в этой части принято новое решение об удовлетворении заявленных кооперативом требований.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление арбитражного суда первой инстанции. Указывает, что земли, выделенные решением малого Совета народных депутатов от 11.11.1992 N 22, являются землями поселений, находятся в черте населенных пунктов, что подтверждается планом земель населенного пункта.
В отзыве на кассационную жалобу кооператив отклоняет доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, и просит оставить без изменения обжалуемое заинтересованным лицом постановление.
В судебном заседании представители кооператива и инспекции поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Из материалов дела следует, что инспекцией в период с 04.02.2005 по 01.03.2005 проведена выездная налоговая проверка кооператива, в том числе по земельному налогу за 2002 - 2004 года, по итогам которой составлен акт от 31.03.2005 N АП-11-033 и принято решение от 18.04.2005 N РА-11-031, в том числе о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 37 994 рублей, доначислении земельного налога в сумме 189 972 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 27115 рублей. Основанием для принятия такого решения послужило, по мнению инспекции, в том числе, занижение в налоговой декларации занимаемой кооперативом площади земель поселений.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, отменив решение арбитражного суда об отказе кооперативу в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 18.04.2005 N РА-11-031 в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 33 639,60 рублей, доначисления земельного налога в сумме 168 200 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 26 077,49 рублей и приняв в этой части новое решение об удовлетворении заявленных кооперативом требований, принял по существу правильное постановление.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления и взимания налога на земли (участки), предоставленные юридическим лицам в границах сельских поселений является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" до выдачи, документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующим земельным комитетом по земельным ресурсам и землеустроительству используются ранее выданные государственными органами.
Пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или пробрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01 2006 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ устанавливает, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным Кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и ведения выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 устанавливается, что земельный налог за участки, предоставленные юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи), взимается со всей площади земельного участка в размере пяти рублей за квадратный метр.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решения Пролетарского Совета народных депутатов Алтайского района Алтайского края от 11.11.1992 N 22 заявителю выданы свидетельства на право бессрочного (постоянного) пользования землей общей площадью 35,36 га: от 02.02.1993 на земельный участок общей площадью 4 га в с. Рудник; от 02.02.1993 на земельный участок общей площадью 25,36 га в с. Сараса; от 02.02.1993 на земельный участок общей площадью 2 га в с. Черемшанка; от 02.02.1993 на земельный участок общей площадью 4 га в с. Пролетарка.
Из материалов дела усматривается:
- согласно справке от 25.03.2005 N 10 администрации Пролетарского сельсовета Алтайского района Алтайского края СПК "Пролетарский" занимает площадь земельных участков в черте населенных пунктов (под строениями) за проверяемый период 2002-2004 годы 35,36 га, в том числе: с. Черемшанка - 2 га, с. Рудник - 4 га, с. Сараса - 25,36 га, с. Пролетарка - 4 га;
- согласно справке от 29.08.2005 N 59 администрации Пролетарского сельского Совета Алтайского края перечисленные выше земельные участки, за исключением участка в с. Пролетарка, расположены в черте населенных пунктов и относятся к категории земель поселений; земельный участок, расположенный в с. Пролетарка, находится за чертой населенного пункта и относится к землям сельскохозяйственного назначения;
- кооператив в период с 1992 по 2005 года не обращался в администрацию района с заявлениями об изменении границ и уменьшении площадей земельных участков, предоставленных ему в 1992 году на праве бессрочного (постоянного) пользования;
- согласно решению Малого Совета Пролетарского Совета народных депутатов Алтайского района Алтайского края от 11.11.1992 N 22 и свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования землей земельные участки общей площадью 35,36 га закреплены за кооперативом без указания категории земель;
- согласно налоговым декларациям кооператива по земельному налогу за 2003 - 2004 года в пользовании налогоплательщика находятся земли поселений общей площадью 4 577,81 кв.м.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция не представила в судебное заседание однозначных доказательств, свидетельствующих о то, что земельные участки общей площадью 35,36 га, предоставленные кооперативу в бессрочное (постоянное) пользование, расположены в границах населенных пунктов и относятся к категории земель поселений; не представила доказательств о правомерности принятия решения от 18.04.2005 N РА-11-031, в том числе о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении земельного налога и начисления пени за несвоевременную уплату налога.
Доводы кассационной жалобы инспекции направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты арбитражным судом кассационной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 02.02.2006 по делу N А03-8158/05-18 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2006 г. N Ф04-4238/2006(24327-А03-35)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании