Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июля 2006 г. N Ф04-4240/2006(24332-А27-15)
(извлечение)
Кемеровское открытое акционерное общество "Азот" (далее - КОАО "Азот") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в самостоятельном зачете переплаты налогоплательщиком в местный бюджет по налогу на прибыль в размере 329 566 руб. 27 коп., налогу на прибыль по акту проверки в размере 1 347 451 руб. и по пени по налогу на имущество предприятий в размере 74 586 руб. 04 коп., всего налогов и пеней на общую сумму 1 751 603 руб. 31 коп., в счет уплаты пеней по налогу на доходы физических лиц.
Кроме того, заявлено требование о признании недействительным решения налогового органа, оформленного в виде уведомления о произведенном зачете от 28.11.2005 N 1128.
Решением от 03.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган и его представитель в судебном заседании просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального права вследствие применения к спорным правоотношениям нормы пункта 5 вместо пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на пункт 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, считает, что налоговым органом при возврате переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет и по налогу на имущество предприятий по заявлению налогоплательщика от 18.11.2005 N 5655 правомерно была погашена задолженность по пене по налогу на доходы физических лиц. Просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от КОАО "Азот" в суд не поступил.
В судебном заседании представитель КОАО "Азот" отклонил доводы жалобы, считая их несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в адрес КОАО "Азот" поступило уведомление от 28.11.2005 N 1128, которым налоговый орган проинформировал налогоплательщика о проведении зачета имеющейся у него переплаты по налогу на прибыль в размере 1 347 451 руб. по налогу на прибыль на сумму 329 566 руб. 27 коп., по пени по налогу на имущество в сумме 74 586 руб. 04 коп. в счет уплаты пеней по налогу на доходы физических лиц.
Считая незаконными действия налогового органа, КОАО "Азот" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования налогового органа, суд обеих инстанций исходил из того, что действия налогового органа в проведении зачета переплаты по налогу в погашение задолженности по пеням без волеизъявления налогоплательщика противоречат требованиям пункта 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, поддерживая суд обеих инстанций, исходит из обстоятельств, установленных судом, и следующих норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
При этом пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.
Пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа также на основании заявления налогоплательщика принять решение о направлении суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, суд правильно указал, что зачет переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Исключением является право налогового органа на самостоятельный зачет при наличии недоимки по другим налогам. При этом суд правильно указал исходя из положений статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, что пени не включаются в понятие недоимки.
Исходя из изложенного, вывод суда о несоответствии требованиям Налогового кодекса Российской Федерации действий налогового органа по проведению зачета переплаты по налогу в погашение задолженности по пеням является обоснованным.
Довод налогового органа о неприменении судом пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации как основание к отмене судебных актов кассационная инстанция отклоняет, поскольку данная норма предусматривает возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы налога после зачета указанной суммы в счет погашения также недоимки (задолженности), а не пени.
Пункт 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает применение правил настоящей статьи в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней. Однако, данной нормой не предусмотрена возможность зачета налоговым органом (без заявления налогоплательщика) переплаты по налогу в счет гашения начисленной пени. В рассматриваемом случае налоговым органом произведен зачет излишне уплаченных сумм налога в счет задолженности по пеням, следовательно, ссылка налогового органа на данную норму права необоснованна.
Исходя из изложенного доводы жалобы о неправильном применении судом статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, кассационной инстанцией отклоняются.
Нарушений судом норм процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.02.2006 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 30.03.2006 по делу N А27-1189/06-2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 5 ст.78 НК РФ предусмотрено право налогового органа на основании заявления налогоплательщика принять решение о направлении суммы излишне уплаченного налога на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
По мнению налогового органа, им правомерно была погашена задолженность по пени по НДФЛ за счет переплаты по налогу на прибыль и налогу на имущество по собственной инициативе.
Суд кассационной инстанции указал, что действия налогового органа в проведении зачета переплаты по налогу в погашение задолженности по пеням без волеизъявления налогоплательщика противоречат п.5 ст.78 НК РФ.
Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
При этом п.4 ст.78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, суд сделал вывод, что зачет переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Исключением является право налогового органа на самостоятельный зачет при наличии недоимки по другим налогам. При этом суд правильно указал исходя из положений с.11 НК РФ, что пени не включаются в понятие недоимки.
Таки образом, суд пришел к выводу о несоответствии требованиям НК РФ действий налогового органа по проведению зачета переплаты по налогу в погашение задолженности по пеням.
На основании указанного, решение суда первой инстанции по делу и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменений, кассационная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июля 2006 г. N Ф04-4240/2006(24332-А27-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании