Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 апреля 2009 г. N Ф04-2117/2009(4270-А27-34)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" филиал "Шахта "Томская" (далее - ОАО "ОУК "Южкузбассуголь", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 9 (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 30.07.2008 N 39 "О привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 658 774,23 руб., начисления соответствующих сумм пеней и штрафных санкций (в порядке уточнения заявленных требований), предусмотренных абзацем 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Решением от 16.10.2008 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 29.12.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, ГУ-Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ, Филиал N 9 просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" с кассационной жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" филиал "Шахта "Томская" за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 составлен акт от 30.06.2008 N 39н/с, на основании которого Фондом принято решение от 30.07.2008 N 39 о привлечении к ответственности за неуплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 131 754,85 руб., начислении недоимки в сумме 640 767,93 руб., пеней в сумме 103 016,29 руб.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужил вывод о неправомерном не начислении налогоплательщиком в 2005-2007 годах страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы выплаченной работникам общества компенсации за нормативное время передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно (доначисление взносов в размере 658 774,23 руб., соответствующих пеней и штрафа), а также вывод о неправомерной оплате страхователем лишних дней по листам нетрудоспособности N 7208239, N 5106679, N 9713974, N 7165798 (сумма не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование - 2 146,05 руб.).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что рассматриваемые доплаты не являются видом оплаты труда работников, предусмотренных трудовым или гражданско-правовым договором, а квалифицируются как компенсация потерь времени, связанных с доставкой работников от ствола до забоя.
Суд кассационной инстанции поддерживает данный вывод судов по следующим основаниям.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленные сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Согласно статье 5 названного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Постановлением Правительства от 07.07.1999 N 765 установлен перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования. В соответствии с пунктом 10 указанного Перечня к выплатам, на которые страховые взносы не начисляются, относятся, в том числе, суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1998 N 452 установлены доплаты работникам, занятым на подземных горных работах, за нормативное время передвижения от ствола к месту работы и обратно.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации давать в необходимых случаях разъяснения по вопросам, связанным с применением перечня, утвержденного пунктом 1 Постановления.
Письмом от 03.03.2000 N 02-18/05-1585 (согласованным с Министерством труда и социального развития Российской Федерации) Фонд социального страхования Российской Федерации разъяснил, что доплаты работникам организаций угольной, сланцевой промышленности и шахтного строительства, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно хотя и носят постоянный характер, вместе с тем, не являются выплатами за работу, а квалифицируются как компенсационные с целью возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, то есть относятся к числу выплат, предусмотренных пунктом 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
С учетом изложенных норм права, суды сделали правильный вывод, что общество правомерно не исчислило суммы страховых взносов с указанных выплат.
Также суды правомерно признали необоснованными начисление страховых взносов на суммы указанных выплат в связи с тем, что данные выплаты не являются оплатой непосредственно за труд работника, не отвечают понятию дохода, в связи с чем не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункту 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суды обоснованно не приняли доводы Фонда о том, что поскольку спорные компенсации прямо не поименованы в Перечне выплат, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, на них правомерно начислены страховые взносы.
Действующим законодательством, не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы.
Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей). Спорные суммы выплат по своему содержанию и характеру не являются выплатами в связи с исполнением работниками трудовых обязанностей, размер выплат определяется вне зависимости от стажа работника и результатов его работы. Доказательств обратного Фондом не представлено.
Поскольку, указанное движение работников на подземных работах в шахтах не учитывается при исчислении нормы выработки, так как выполняется за пределами рабочего времени и не является частью трудового и технологического процесса так же, как передвижение работников других отраслей от бытового корпуса к месту работы и обратно, суды сделали правильный вывод, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между ОАО "ОУК "Южкузбассуголь" и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что рассматриваемые доплаты не являются видом оплаты труда работников, предусмотренных трудовым или гражданско-правовым договором, а квалифицируются как компенсация потерь времени, связанных с доставкой работников от ствола до забоя.
Довод о том, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица был предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и ему дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.10.2008 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.12.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9622/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. N Ф04-2117/2009(4270-А27-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании