Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 мая 2003 г. N Ф04/2179-593/А27-2003
(извлечение)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - ТФОМС) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к администрации г. Анжеро-Судженска Кемеровской области о взыскании 43855955 руб. недоимки и пеней по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения города.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2002 оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2002 исковые требования удовлетворены частично, с администрации г. Анжеро-Судженска взыскано 17 032 388,95 руб. недоимки и пеней.
Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа 05.03.2003 рассмотрена кассационная жалоба ТФОМС на решение от 01.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2003. Постановлением от 05.03.2003 кассационная инстанция оставила вынесенные по делу судебные акты без изменения.
В кассационной жалобе администрация г. Анжеро-Судженска, ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление в части удовлетворения исковых требований отменить и принять новое решение об отказе ТФОМС в иске.
Отзыв на кассационную жалобу ТФОМС не представил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанции, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Территориальный фонд ОМС провел проверку своевременности и полноты перечисления администрацией г. Анжеро-Судженска страховых взносов на ОМС неработающего населения за период с октября 1993 года по декабрь 2000 года, по результатам которой составлен акт N 1 от 24.10.2001, в котором указано, что администрация г. Анжеро-Судженска имеет задолженность по страховым взносам в сумме 27 657 394,40 руб. и начисленных пени в сумме 16 198 560,94 руб.
ТФОМС было предложено администрации г. Анжеро-Судженска в добровольном порядке осуществить мероприятия по реструктуризации задолженности по ОМС. Неперечисление указанных сумм на счета ТФОМС в установленный до 31.12.2001 срок послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования ТФОМС частично, принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" страхователем для неработающего населения является местная администрация, на которую согласно статье 17 этого же Закона возложена обязанность по платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы. При недостатке средств бюджета территории страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41 путем планирования в бюджете субъекта РФ при его составлении выделения целевой дотации бюджету города.
В связи с этим, ссылка администрации г. Анжеро-Судженска на недополучение дотаций из областного бюджета несостоятельна, поскольку, как правильно указал суд, ею не представлено доказательств принятия каких-либо мер для выделения дотаций бюджету города. Также не принимается довод кассационной жалобы о секвестировании бюджета города в 1998 году, так как указанное обстоятельство не было предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций Кассационная инстанция не принимает довод кассационной жалобы администрации г. Анжеро-Судженска о том, что судом не учтены имевшиеся у нее переплаты, так как эти переплаты суд учел при принятии решения и уменьшил подлежащую взысканию недоимку по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
С 01.01.2001 вступила в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК). Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения с 01.01.2001 являются составной частью единого социального налога, порядок исчисления и уплаты которого регулируется главой 24 НК.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (далее - ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год". На основании вышеизложенного доводы администрации г. Анжеро-Судженска о противоречии норм Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" Конституции Российской Федерации несостоятельны.
В ст.19 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.
Законодательством об обязательном медицинском страховании, действовавшем до введения в действие части второй Налогового кодекса, т.е. до 01.01.2001, срок исковой давности установлен не был. Следовательно, судом обоснованно не принято во внимание заявление в порядке ст.196 АПК о применении срока исковой давности. Кроме того, не применяя срок исковой давности к рассматриваемым отношениям, суд исходил из принципа справедливости и соблюдения баланса интересов сторон, так как в случае удовлетворения заявления и применения срока исковой давности, задолженность администрации г. Анжеро-Судженска перед ТФОМС значительно увеличилась, а не уменьшилась, поскольку был бы невозможен зачет образовавшейся ранее переплаты.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств дела кассационная коллегия не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 01.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 09.01.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3028/2002-5 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 мая 2003 г. N Ф04/2179-593/А27-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании