Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 мая 2003 г. N Ф04/2184-334/А75-2003
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "СП Ваньеганнефть", г. Нижневартовск, (далее - ООО "СП Ваньеганнефть") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с заявлением об обжаловании бездействия должностных лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нижневартовску (далее - Инспекция), выразившегося в уклонении от проведения зачета излишне уплаченных сумм налога на пользователей автомобильных дорог в размере 116 311 398 руб. в счет предстоящих налоговых платежей, зачисляемых в территориальный дорожный фонд.
Решением суда первой инстанции от 04.01.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "СП Ваньеганнефть" просит отменить судебные акты, заявленные требования удовлетворить и обязать Инспекцию произвести зачет излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 116 311 398 руб. в счет предстоящих налоговых платежей, зачисляемых в территориальный дорожный фонд.
По мнению заявителя, судом неправильно применены статьи 3 и 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Кроме того, ООО "СП Ваньеганнефть" указывает на неправильное применение арбитражным судом законодательства, регулирующего порядок применения налоговой ставки по налогу на пользователей автомобильных дорог.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, соглашаясь с выводами арбитражного суда, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "СП Ваньеганнефть" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Инспекции - доводы отзыва на эту жалобу.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30 сентября 2002 года ООО "СП Ваньеганнефть" направило в налоговый орган дополнительные декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 полугодие, 9 и 12 месяцев 1998 года, 1999 и 2000 годы, а также заявление о зачете излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 116 311 398 руб. в счет предстоящих налоговых платежей, зачисляемых в территориальный дорожный фонд.
Основанием для представления заявления о зачете и уточненных деклараций по указанному налогу послужило неправильное, по мнению ООО "СП Ваньеганнефть", применение ставки в размере 2% налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд.
При этом заявитель полагает, что он должен уплачивать данный налог по ставке 1,25 %, установленной постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа N 156 от 20.06.1997, так как право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, предоставлено Законом Российской Федерации "О дорожных фондах" законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Поскольку ставка налога в размере 2 % установлена Законом Ханты - Мансийского автономного округа N 15-ОЗ от 13.03.2000 "О порядке формирования и использования средств территориального дорожного фонда Ханты - Мансийского автономного округа", то в оспариваемом периоде должна применяться ставка 1,25 %.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика, суд первой и апелляционной инстанций правильно исходил из того, что в соответствии с п.п. "м" п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к федеральным налогам. В рассматриваемом периоде ставка налога была установлена статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" N 1759-1 от 19.10.1991 в размере 2,5% от выручки полученной от реализации продукции (работ, услуг). Порядок зачисления средств налога в Федеральный дорожный фонд установлен по ставке 1,25%, в территориальные дорожные фонды- 1,25% Законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации с учетом местных условий представлено право повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 % от ставки федерального налога.
Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа от 20.06.1997 N 156 на территории округа установлена ставка налога на пользователей автомобильных дорог в размере - 2,5 %, в том числе в Федеральный дорожный фонд - 1,25%, в территориальный дорожный фонд - 1,25%. Следовательно, размер ставки налога соответствует названному Федеральному закону. При этом средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог в части суммы, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации по ставке 1,25 процента, согласно подпункту 1.1 названного постановления в размере 100 процентов направлялись в виде субвенций и дотаций для развития сети автомобильных дорог общего пользования Ханты - Мансийского автономного округа.
Федеральным законом от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" изменен порядок зачисления налога: в Федеральный дорожный фонд - 0,5 %, в территориальные дорожные фонды - 2 %. При этом общий размер ставки налога остался прежним- 2,5 %.
В соответствии со статьей 71 и частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации регулирование федеральных налогов и сборов, в том числе связанных с использованием федеральных путей сообщения, является прерогативой федерального законодателя, то есть находится в ведении Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 43 Закона Ханты - Мансийского автономного округа от 24.06.1998 N 53 - 03 "О нормативных правовых актах Ханты - Мансийского автономного округа" нормативные правовые акты автономного округа действуют на принципе верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой. В случае коллизии между нормативными правовыми актами субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.
В связи с тем, что налог на пользователей автомобильных дорог является единым федеральным налогом, применение судом первой и апелляционной инстанций федерального законодательства, имеющего в рассматриваемых правоотношениях большую юридическую силу, не противоречит указанным статьям Конституции Российской Федерации, ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 ст. 43 Закона Ханты - Мансийского автономного округа от 24.06.1998 N 53-ОЗ.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод об отсутствии у заявителя излишней уплаты налога в сумме 116 311 398 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 04.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2003 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа по делу N А75-1897-А/02-74 - А/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2003 г. N Ф04/2184-334/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании