Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 июня 2003 г. N Ф04/2907-385/А67-2003
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Томску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Томскпромстройбанк" (далее - ОАО "Томскпромстройбанк") о взыскании налоговых санкций в виде штрафа в сумме 10000 руб. за нарушение срока представления сведений о закрытии счетов в банке.
Решением Арбитражного суда Томской области от 14.02.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с тем, что ОАО "Томскпромстройбанк" о закрытии счетов сообщил заказным письмом по месту учета обособленного подразделения - Московского филиала ОАО "Томскпромстройбанк".
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении заявленных требований. Инспекция МНС указывает, что в силу пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, обязан встать на учет в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения обособленного подразделения. В связи с этим, заявление о закрытии счета налогоплательщик обязан подать не только в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, но и в налоговый орган по месту нахождения головного предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Томскпромстройбанк" просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 24.06.2002 ОАО "Томскпромстройбанк" были закрыты корреспондентские счета N 30109810100011006001 (в рублях Российской Федерации) и N 30109840700011006138 (в долларах США) в АКБ "Автобанк" в г. Москве.
АКБ "Автобанк" 02.07.2002 сообщил в Инспекцию МНС о закрытии указанных счетов (л.д. 4,5), от ОАО "Промстройбанк" сообщение о закрытии счетов не поступало.
На основании акта проверки N 452-08П от 14.08.2002 Инспекцией МНС принято решение N 452-08П от 17.09.2002 о привлечении ОАО "Промстройбанк" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что ОАО "Промстройбанк" сообщило о закрытии счетов в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно статье 118 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счета.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при закрытии структурным подразделением организации - налогоплательщик счета в банке данная организация обязана известить об этом как налоговый орган по месту нахождения своего структурного подразделения, так и налоговый орган по месту своего нахождения.
Так как налогоплательщиком названная обязанность не исполнена, следовательно, Инспекция МНС при обнаружении рассматриваемого правонарушения обоснованно привлекла к ответственности ОАО "Томскпромстройбанк".
Учитывая, что суд первой инстанции установил все обстоятельства имеющие значение для дела, но неправильно истолковал нормы материального права, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "Томскпромстройбанк".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 14.02.2003 по делу N А67-102/03 отменить. Принять новое решение.
Взыскать с открытого акционерного общества "Томскпромстройбанк" в доходы бюджета штраф в сумме 10000 (десять тысяч) руб. и расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанциях в сумме 375 (триста семьдесят пять) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2003 г. N Ф04/2907-385/А67-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании