Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 декабря 2003 г. N Ф04/6491-1297/А70-2003
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Боровое торфопредприятие" (далее - ОАО "Боровое торфопредприятие") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тюменской области (далее - УМНС России по Тюменской области) о признании недействительным решения от 30.12.2002 года N 18-22/60 ДСП Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Тюменской области (далее - МИМНС N 6 по Тюменской области) о признании недействительным требования N 1396 об уплате налога по состоянию на 05.01.2003 года.
Решением от 05.06.2003 года оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2003 года заявленные требования удовлетворены, обжалуемые решение и требование налогового органа признаны недействительными, как не соответствующие статье 1 Федерального Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой налогового кодекса РФ" N 155-ФЗ от 09.07.1999 года и нарушающие права заявителя, так как устанавливают для него обязанность по перечислению пеней в сумме 83173 рубля, которая отсутствует.
В кассационной жалобе УМНС России по Тюменской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, как не соответствующие законодательству, в связи с его неправильным толкованием. По мнению подателя кассационной жалобы, часть 7 статьи 8 Федерального Закона N 154-ФЗ определенно устанавливает, что на недоимку по налогам и сборам, в том числе и по недоимке за предшествующие 1 января 1999 года - года введения в действие Налогового кодекса РФ, размер пеней, включая пени, начисленные до 1 января 1999 года, не может превышать для налоговых агентов не перечисленную сумму налога, одновременно указывая, что ограничения на размер процентной ставки (не более 0,1%) и суммы пеней действуют в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 13 августа 1999 года (дате, установленной в Порядке пересчета задолженности налогоплательщиков от 3 сентября 1999 года, утвержденного приказом МНС РФ N АП-3-09/290). Федеральным законом N 154-ФЗ ограничения по начислению пени в сумме, не превышающей суммы налога, исключены, что также подтверждает необходимость (то есть обязанность налогового органа) сложения (уменьшения) пени в ограниченный рамками закона N 155-ФЗ временной период по актам проверок, принятым до момента вступления его в силу.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Боровое торфопредприятие" просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон. считает жалобу не обоснованной. Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тюменскому району (в настоящее время - МИМНС N 6 по Тюменской области) в декабре 2001 года была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Боровое торфопредприятие" на предмет правильности удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, удержанных из доходов граждан за период с 17.05.1999 г. по 28.11.2001 год.
В ходе проверки выявлено несвоевременное и неполное перечисление подоходного налога, удержанного с физических лиц. По результатам проверки составлен акт от 07.12.2001 года N 657 ДСП, которым установлена сумма пеней в размере 47879 руб. (за период до 01.04.1999 год - 5223 руб., за период с 01.04.1999 год по 28.11.2001 год - 42656 руб.) При расчете суммы пеней налоговый орган произвел сложение начисленных ОАО "Боровое торфопредприятие" по двум предшествующим налоговым проверкам пеней в сумме 83173 руб. 21 коп., результаты которых отражены в актах от 7.04.1997 года N П-118 и от 17.05.1999 года N П-166.
24.12.2001 года налоговым органом вынесено решение N 05-204 ДСП.
По результатам рассмотрения вышеназванных акта и решения налогового органа 30.12.2002 года заместителем руководителя УМНС России по Тюменской области вынесено решение N 18-22/60 ДСП, которым признано неправомерным сложение заявителю пеней в размере 83173 руб. и ОАО "Боровое торфопредприятие" предложено уплатить суммы неправомерно сложенных пени. Названная сумма выставлена ОАО "Боровое торфопредприятие" к уплате на основании требования МИМНС N 6 по Тюменской области N 1396 по состоянию на 05.01.2003 года.
Полагая, что данное решение и требование не соответствует нормам действующего законодательства, а также затрагивает его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Боровое торфопредприятие" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворив заявленное требование, суд принял законное и обоснованное решение.
Статьей 8 Федерального закона от 31.07.1998 года N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 года N 155-ФЗ) предусмотрено, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999 год, но не взысканные с налоговых агентов к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налоговых агентов в размерах, начисленных на 01.01.1999 год, но не более неуплаченной суммы налога. С 01.01.1999 года на сумму недоимки по налогам (сборам), в том числе по недоимке, образовавшейся до введения в действие части первой Кодекса, пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в то время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1 % в день. При этом размер пеней, включая пени, начисленные до 01.01.1999 года, не может превышать для налоговых агентов не перечисленную сумму налога.
Указанные ограничения действуют в период с 01.01.1999 года до вступления в силу Федерального закона N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ", то есть до 16.08.1999 года. Аналогичное правило закреплено в Приказе Министерства РФ по налогам и сборам от 03.09.1999 года N АП-3-09/290, которым утвержден Порядок перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пеней по налогам и сборам.
Положения пункта 6 и пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 31.07.1998 года N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 года N 155-ФЗ) соответствовали статье 75 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.1998 года N 146-ФЗ, которая действовала с 01.01.1999 года по 16.08.1999 год.
Из буквального толкования вышеназванных законодательных актов, регулирующих данные правоотношения, не следует, что право налогоплательщика (налогового агента) на уменьшение пеней, начисленных до 16.08.1999 год, поставлено в зависимость от времени проведения налоговой проверки. Кроме того, в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В связи с этим налоговый орган при расчете пеней правомерно руководствовался нормой пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 31.07.1998 года N 146-ФЗ, действовавшей с 01.01.1999 года по 16.08.1999 год, так как пени начислены ОАО "Боровое торфопредприятие" за несвоевременное перечисление в бюджет подоходного налога, удержанного с физических лиц, за период до 16.08.1999 год.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 05.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 25.09.2003 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1792/20-03 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 декабря 2006 г. N Ф04/6491-1297/А70-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании