Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 апреля 2006 г. N Ф04-2119/2006(21652-А27-33)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Агрокомплекс", г. Белово (далее - ОАО "Агрокомплекс") о взыскании налоговых санкций в сумме 100 руб., назначенных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 23.01.2006 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано.
Арбитражный суд исходил из того, что налогоплательщиком был представлен в налоговый орган расчет авансовых платежей по транспортному налогу по итогам трех месяцев 2005 года, ответственность за нарушение сроков представления которого налоговым законодательством не предусмотрена.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить состоявшийся по делу судебный акт. Указывает, что законодатель установил обязанность налогоплательщика представлять налоговые декларации по транспортному налогу как по окончании налогового, так и по результатам отчетных периодов и не ставит обязанность ее представления в зависимость от уплаты авансовых платежей или налога.
Отзыв на кассационную жалобу до судебного заседания не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ОАО "Агрокомплекс" по транспортному налогу за первый квартал 2005 года, представленной в налоговый орган 01.06.2005. По итогам проверки инспекция приняла решение от 29.06.2005 N 4070/895р о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 100 руб.
Основанием для принятия такого решения послужило несвоевременное представление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган.
Арбитражный суд, отказав инспекции во взыскании с ОАО "Агрокомплекс" штрафа в сумме 100 рублей, принял решение с нарушением норм материального права.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 24 и пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Порядок уплаты транспортного налога в Кемеровской области установлен статьей 3 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-03 "О транспортном налоге", согласно которой для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды по транспортному налогу, которыми признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего календарного года.
По итогам отчетных периодов не позднее, чем по истечении месяца после окончания отчетного периода организации представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств налоговые декларации по транспортному налогу и уплачивают авансовые платежи по данному налогу.
Таким образом, законодательством субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий установлен порядок уплаты транспортного налога и сроки представления налоговых деклараций: сроком представления налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года является день не позднее 01.05.2005.
В силу статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, срок представления налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года - не позднее 03.05.2005, поскольку 1 и 2 мая 2005 года являлись нерабочими днями.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Агрокомплекс" представил налоговую декларацию по транспортному налогу за первый квартал 2005 года с нарушением статьи 3 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 N 95-03 - 01.06.2005.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 устанавливает, что по итогам отчетных периодов организации уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, которые по своей правовой природе не что иное, как равномерное распределение всей суммы налога, подлежащей уплате, по отчетным периодам и призваны обеспечить равномерное поступление денежных средств в бюджет. Размер данных платежей определяется не расчетным путем, как это предусмотрено, например, пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении авансовых платежей по единому социальному налогу, а устанавливается исходя из твердой налоговой базы.
Исходя из положений пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Учитывая изложенное, суммы налога, подлежащие уплате в бюджет на основании деклараций, представляемых по итогам отчетных периодов, не являются предположительными, а исчисляются в твердой сумме и при сохраняющейся налоговой базе не подлежат корректировке, как это предусмотрено нормами статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации относительно единого социального налога.
Кроме того, Закон Кемеровской области от 22.11.2002 N 95-03 был принят после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей общие вопросы представления декларации и ответственности за непредставление ее в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, нет оснований для признания документа, прямо названного законодателем налоговой декларацией, документом отчетности (авансовым расчетом платежей), а не декларацией.
На основании вышеизложенного, вывод арбитражного суда о том, что несвоевременное представление декларации по авансовым платежам по транспортному налогу не может повлечь применение ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть признан обоснованным; а решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации является правомерным.
Учитывая, что допущенные арбитражным судом нарушения норм материального права привели к принятию неправильного решения по делу, судебный акт подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо рассмотреть спор по существу в соответствии с нормами действующего материального и процессуального права, с учетом указанных замечаний, исследовать факт нарушения сроков представления налогоплательщиком налоговой декларации по транспортному налогу за первый квартал 2005 года, проверить расчет взыскиваемой суммы штрафа, а также распределить расходы по государственной пошлине, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.01.2006 по делу N А27-42394/2005-2 отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2006 г. N Ф04-2119/2006(21652-А27-33)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании