Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 мая 2006 г. N Ф04-1201/2006(21985-А27-14)
(извлечение)
Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие "Жилищно- коммунальное хозяйство" (далее - МУРЭП "Жилищно-коммунальное хозяйство") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 622 от 29.09.2005 в части взыскания пеней по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 55148,14 руб.
Решением от 29.11.2005, изготовленным в полном объеме 30.11.2005, Арбитражного суда Кемеровской области требования МУРЭП "Жилищно- коммунальное хозяйство" удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.01.2006 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а именно статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что налоговый орган вправе был начислять пени по единому социальному налогу по итогам месяца, а не отчетного периода.
В отзыве на кассационную жалобу МУРЭП "Жилищно-коммунальное хозяйство" и его представитель в судебном заседании опровергли доводы жалобы, просили принятые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя МУРЭП "Жилищно-коммунальное хозяйство", проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки МУРЭП "Жилищно-коммунальное хозяйство", налоговым органом вынесено решение N 622 от 29.09.2005 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику предложено, в том числе, уплатить пени по единому социальному налогу в федеральный бюджет в размере 55148,14 руб.
Налоговый орган, установив несвоевременное и не в полном объеме перечисление предприятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в период с 17.02.2003 по 17.021.2005, начислил налогоплательщику пени помесячно.
Арбитражный суд, признавая недействительным решение налогового органа N 622 от 29.09.2005 в части взыскания пеней по единому социальному налогу в федеральный бюджет, исходя из того, что окончательная сумма авансовых платежей по единому социальному налогу определяется по итогам отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев), пришел к выводу о невозможности взыскания пеней, исчисленных из ежемесячной задолженности по авансовым платежам.
Кассационная инстанция поддерживает данный вывод арбитражного суда по следующим обстоятельствам.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Положениями статьи 52, пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот, налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
В силу статьи 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за которым начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 числа со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный расчетный период.
Из приведенных норм следует, что по итогам отчетного периода суммы единого социального налога, страховых взносов подлежащие уплате в бюджет, могут изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, следовательно, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов, несвоевременная уплата которых влечет начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд, учитывая, что пени начисляются на задолженность по авансовым платежам, сложившуюся по итогам отчетного или налогового периода, правомерно признал противоречащим законодательству о налогах и сборах начисление пеней за нарушение сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что недопустимо в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.11.2005, изготовленное в полном объеме 30.11.2005, и постановление апелляционной инстанции от 26.01.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-35481/2005-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2006 г. N Ф04-1201/2006(21985-А27-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании