Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 мая 2006 г. N Ф04-2399/2006(22153-А75-37)
(извлечение)
Муниципальное Учреждение "Станция скорой медицинской помощи" (далее - МУ "Станция скорой медицинской помощи", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск, (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.06.2005 N 390/13/20500 и отмене требования об уплате налога от 02.06.2005 N 6341 (с учетом уточненных требований).
Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для предъявления транспортного налога к уплате.
Решением от 09.11.2005 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено, как несоответствующее требованиям налогового законодательства решение от 01.06.2005 N 390/13/20500 и требование об уплате налога от 02.06.2005 N 6341.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, модели автомобилей ГАЗ - 3221 и УАЗ - 3962 относятся к автобусам, следовательно, должна применяться ставка транспортного налога установленная для автобусов.
В отзыве на кассационную жалобу МУ "Станция скорой медицинской помощи" решение первой и постановление апелляционной инстанций считает законными, обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной МУ "Станция скорой медицинской помощи" налоговой декларации по транспортному налогу за 2004 год.
По результатам проверки вынесено решение от 01.06.2005 N 13/390/20500 о привлечении МУ "Станция скорой медицинской помощи" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9 944, 60 руб., доначислен транспортный налога за 4 квартал 2004 в размере 49 723 руб. и соответствующие пени.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 02.06.2005 N 6341 об уплате налога, со сроком добровольного исполнения до 12.06.2005.
Несогласие с указанным решением и требованием налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявлением об обжаловании указанных ненормативных актов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций, исходили из того, что заявитель обоснованно применял при исчислении транспортного налога ставку налога для легковых автомобилей, а налоговый орган не доказал законность и обоснованность принятых требования и решения.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Транспортный налог на территории Кемеровской области установлен и введен в действие Законом Кемеровской области N 95-03 от 28.11.2002 "О транспортном налоге".
Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).
При этом подразделения ГИБДД осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Под типом транспортного средства понимаются транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
Однако, суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом не принято во внимание следующее.
Согласно правил, установленных пунктами 1.3 - 1.6 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, следует, паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями-изготовителями, таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 8 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств
Организациями-изготовителями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 01.1993 и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций-изготовителей Одобрения типа транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или при наличии Заключения на шасси, подтверждающих соответствие сертифицированных транспортных средств и (или) шасси установленным требованиям безопасности.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии Одобрения типа транспортного средства или Заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 53 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств
Следовательно, полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.
Данное отнесение транспортных средств к конкретному типу не является произвольным, а осуществляется, в частности, организациями-изготовителями транспортных средств на основании процедуры сертификации, проводимой в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", постановлении Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, в подтверждение своих доводов лица, участвующие в деле, правомочны представлять в качестве доказательств обстоятельств, имеющих значение для дела, основанные на нормах права и достоверных фактах заключения правомочных организаций, в том числе и организаций, наделенных полномочиями по сертификации транспортных средств и по определению типа транспортных средств.
В материалах дела имеются паспорта спорных транспортных средств, в третьей строке которых указано наименование типа транспортного средства - санитарный автомобиль (на автомобиль модели УАЗ - 3962), автомобиль скорой медицинской помощи - на автомобиль модели ГАЗ - 3221.
Однако судом в нарушение требований статьи 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции с учетом приведенных норм права необоснованно не исследовали и не дали оценку доводам налогового органа о том, что согласно сведениям полученным из открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" (завод-изготовитель) о том, что автомобиль марки УАЗ-3962 отнесен к автобусам, так как сертифицирован по категории М2 - "Механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн". Кроме этого, по сообщению главного конструктора завода - изготовителя автомобиля марки ГАЗ-3221, указанный автомобиль также относится к категории транспортных средств М2.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял решение по делу на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать материалы дела, дать оценку обстоятельствам, на которые стороны ссылаются как на основания своих требований и возражений, рассмотреть заявленные требования по существу, при необходимости предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, исходя из норм действующего законодательства и замечаний кассационной инстанции принять законное решение, разрешить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе и за рассмотрение дела в кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.01.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-8101/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. N Ф04-2399/2006(22153-А75-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании