Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 мая 2006 г. N Ф04-2371/2006(22268-А67-40)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество промышленно-финансовая корпорация "Томич" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Томску (отделение N 2, далее - Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о признании безнадежной и списании недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням, суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.начисленным на них пеням и штрафам и возложении обязанности на Инспекцию вынести указанное решение на общую сумму 12 198 897,34 руб.
Решением от 10.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2006 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекцией не представлен.
Судом и материалами дела установлено следующее.
Общество направило Инспекции 15.02.2005 и 08.06.2005 письма-претензии с просьбой о списании с лицевого счета сумм недоимки по налогам (сборам), задолженности по пеням, исключении из лицевых счетов Общества незаконно начисленных и не подлежащих взысканию сумм задолженности и пени, осуществлении перерасчета задолженности Общества по налогам (сборам) и пеням (л.д.122-128, том 2).
Инспекция письмами от 25.02.2005 N 23-824 и от 17.06.2005 N 03-2745 указала Обществу, что оснований для внесений изменений в лицевые счета Общества не имеется.
Не согласившись с бездействием Инспекции по данному вопросу, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.
Во исполнение статьи 59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными ко взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные НК РФ, и несут обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 НК РФ).
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными ко взысканию и списывать соответствующие суммы.
Таким образом суд первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные правовые положения, пришел к правильному выводу, что необходимым и единственным условием для признания задолженности безнадежной ко взысканию в настоящее время является ликвидация предприятия (организации).
Суд апелляционной инстанции правильно признал, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, внутриведомственного учета. Наличие в указанном документе сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
При указанных обстоятельствах у Инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление Общества о признании безнадежной и списании недоимки и задолженности по пеням по налогам и сборам, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды,) суммам налоговых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и обязании ответчика вынести такое решение на сумму 12 198 897,34 руб.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, кассационная инстанция находит необоснованными, ранее они были проверены и оценены судом первой и апелляционной инстанций, сводятся к переоценке выводов суда, что в силу статьи 286 АПК РФ является недопустимым.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы с Общества подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Исполнительный лист в соответствии со статьей 319 АПК РФ выдается Арбитражным судом Томской области.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.11.2005, резолютивная часть которого объявлена 31.10.2005, и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2006, изготовленное в полном обьеме 28.02.2006, Арбитражного суда Томской области по делу N А67-11559/05 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Промышленно-финансовая корпорация "Томич" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 мая 2006 г. N Ф04-2371/2006(22268-А67-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании