Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 ноября 2006 г. N Ф04-7709/2006(28583-А75-6)
(извлечение)
Федеральное государственное учреждение "Салымский лесхоз" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, г.Нефтеюганск, (далее - налоговый орган) о признании незаконным отказа налогового органа произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 598 910 руб. (финансирование накопительной и страховой части трудовой пенсии).
Решением арбитражного суда от 04.07.2006, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2006, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты арбитражного суда в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного Учреждением требования.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с положениями статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражного суда, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Учреждение 27.12.2005 обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налоговый орган, ссылаясь на то, что возврат излишне уплаченных страховых взносов производится на основании вступивших в законную силу судебных актов, письмами N N 2318, 2319 от 24.01.2006 отказал Учреждению в возврате указанной суммы.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленное Учреждением требование о признании незаконным отказа налогового органа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, принял законное и обоснованное решение.
Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом согласно пункту 1 статьи 25 Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по проведению зачета либо возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт излишней уплаты Учреждением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговый орган не оспаривает.
При названных обстоятельствах выводы суда о необоснованном отказе налоговым органом в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Учреждению являются обоснованными.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.2006 по делу N А75-3864/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2006 г. N Ф04-7709/2006(28583-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании