Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 ноября 2006 г. N Ф04-6626/2006(27276-А03-16)
(извлечение)
Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей "Алтайкрайэнерго" в лице филиала "Алейские МЭС" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Ребрихинского района, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Ребрихинского района о взыскании солидарно 114 063 руб. 93 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии в 2004 году, в соответствии с ФЗ РФ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края и Министерство финансов Российской Федерации.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, суд взыскал с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу истца 114 063 руб. 93 коп. расходов в счет возмещения затрат по предоставленным льготам.
Суд пришел к выводу, что истцом правомерно заявлены требования о возмещении расходов, понесенных при исполнении Федерального закона "О ветеранах", за счет казны субъекта Российской Федерации, интересы которой представляет комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края; недостаточность средств в бюджете Алтайского края для возмещения расходов истца за 2004 год не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации этих расходов.
В кассационной жалобе комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, судом не применен закон, подлежащий применению - статья 154 Налогового кодекса Российской Федерации. В сумму исковых требований включен налог на добавленную стоимость, что подтверждается счетами-фактурами, предоставленными истцом в материалы дела.
Целевые денежные средства на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета не поступают. Финансовая деятельность муниципальных образований базируется на принципе самостоятельности, дальнейшее распределение денежных средств по статьям расходов между получателями бюджетных средств относится к компетенции органов местного самоуправления. Казной Алтайского края обязательства по финансированию указанных льгот исполнены в полном объеме в порядке, установленном законодательством. Судом взыскана сумма, неподтвержденная имеющимися в деле доказательствами.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец в 2004 году отпускал электроэнергию физическим лицам Ребрихинского района Алтайского края, отпуская электроэнергию гражданам, имеющим льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", предоставлял им 50-процентную скидку.
Поскольку услуги, оказанные истцом, из бюджета возмещены не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании невозмещенных расходов в сумме 114 063 руб. 93 коп.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28 Закона Алтайского края от 29.12.2003 N 77-ЗС "О краевом бюджете на 2004 год" установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Федеральным законом "О ветеранах", учтены в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций и нормативов отчислений от регулирующих доходов.
Судом установлено, что размер дотаций, предназначенных для возмещения расходов по предоставленным льготам, был определен в меньших размерах, чем это требовалось.
Суд правомерно исходил из того, что Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает возмещения убытков в меньшем размере, чем это требовалось. Право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.
На истца, как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона "О ветеранах".
Иск заявлен о взыскании солидарно с ответчиков заявленной суммы, суд изменил исковые требования, взыскав сумму с одного из ответчиков, то есть нарушил норму статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в деле нет расчета истца о сумме налога, подлежащего исключению из заявленной суммы, суд не указал сумму, на которую подлежит начислению налог на добавленную стоимость, поэтому выводы суда о том, что подлежит взысканию сумма 114 063 руб. 93 коп. не основаны на доказательствах, имеющихся в деле.
Суд апелляционной инстанции указал, что истцом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были уменьшены заявленные требования до 90 138 руб. 77 коп., но доказательств того, что истцом были уменьшены первоначально заявленные исковые требования в деле нет.
На основании изложенного судебные акты подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указания суда кассационной инстанции, предложить истцу уточнить исковые требования, представить расчет суммы с учетом НДС и дать оценку предъявленной к взысканию суммы в соответствии с нормами действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.02 2006 и постановление апелляционной инстанции от 19 06 2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14407/05-19 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 ноября 2006 г. N Ф04-6626/2006(27276-А03-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании